Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.09 История государства и права
В условиях объявления в мире пандемии COVID-19 задача выработки государством политики, способной остановить стремительное распространение коронавирусной инфекции, стала первоочередной фактически для каждого государства в мире. Проблемы взаимодействия органов государственной власти в период пандемии, нормативное регулирование их функционирования в чрезвычайных условиях в странах, затронутых пандемией, получили различное разрешение. В научном и профессиональном сообществах России и зарубежных стран консолидированный подход к решению вопроса формирования единой правовой модели взаимодействия публичной власти и общества в условиях эпидемии коронавирусной инфекции не сложился. Правовое регулирование лечения и профилактики COVID-19 в зарубежных государствах выявило проблемные зоны в системе управления здравоохранением. В мире сформировались различные модели организации противодействия распространению инфекции. Статья посвящена анализу модели государственно-правовой деятельности Швеции, избравшей самостоятельный оригинальный путь в борьбе с эпидемией COVID-19. Обращено внимание на отсутствие нормотворческой практики органов исполнительной власти; предоставление широких полномочий по борьбе с коронавирусной эпидемией Управлению общественного здоровья при Министерстве здравоохранения и социальных дел, которое занимается и организацией работы, и сбором и обработкой информации о заболевших, и разработкой рекомендаций и мероприятий противоэпидемической программы. Охарактеризованы медико-психологические, экономические, финансовые, культурные, бытовые и иные социальные последствия, характеризующие эффективность деятельности государства в условиях кстраординарных событий, необходимость преодоления негативных последствий локдаунов в экономике и психологическом настрое общества и восстановления стабильной общественной жизни.
пандемия, COVID-19, Швеция, государственная противоэпидемическая политика, концепция борьбы с коронавирусной эпидемией, здравоохранение, карантин, нормотворчество в условиях пандемии
1. Белов В. Б. Последствия пандемии коронавируса для экономики Германии // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - 2020. - № 2 (14). - С. 83-90.
2. Савинов Ю. А., Кириллов В. Н., Тарановская Е. В. Влияние китайского коронавируса на мировую экономику и торговлю // Международная экономика. - 2020. - № 2. - С. 63-71.
3. Осипов Ю. М. Разверзшаяся реальность // Философия хозяйства : альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. - 2020. - № 3 (129) - С. 13-32.
4. Абсалямова С. Г., Мухаметгалиева Ч. Ф. Влияние эпидемии коронавируса на мировую экономику / Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства : сборник научных трудов / под общей редакцией З. О. Адамановой. - Вып. 6. - Симферополь: ИТ «Ариал», 2020. - С. 61-63.
5. Плевако Н., Карлбек Х. Вирус и шведская модель // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. - 2020. - № 2. - С. 123-129.
6. Громыко Ал. А. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. - 2020. - № 2. - С. 4-13.
7. Белов В. Б. COVID-19 - Game Changer европейской экономики // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. - 2020. - № 3. - С. 4-12.
8. Потемкина О. Ю. Влияние COVID-19 на свободу передвижения и миграцию в Евросоюзе // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. - 2020. - № 3. - С. 89-94.
9. Потемкина О. Ю. Миграция и убежище в период пандемии // Европейский Союз: факты и комментарии. - 2020, март-май. - Вып. 100. - С. 88-91.
10. Смирнов Е. Н. «Мировая экономика коронавируса»: поиск оптимальных путей преодоления последствий кризиса // Вестник МГИМО-Университета. - 2020. № 13 (3). - С. 243-266.
11. Волков Ю. Г., Курбатов В. И. Глобальная социология пандемии: отечественные и зарубежные сценарии и тренды послекоронавирусного мира // Гуманитарий Юга России. - 2020. - Т. 9 (42). - №2. - С. 17-31.