с 01.01.2010 по настоящее время
Воронеж, Воронежская область, Россия
с 01.01.2020 по настоящее время
Воронеж, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
Рассматриваются проблемы реализации программы лабораторных работ в процессе преподавания технической защиты информации при дистанционном формате обучения. Указывается необходимость применения специального оборудования и специальных методик исследования при реализации лабораторного практикума по дисциплине при очном формате обучения. Анализируются подходы в сфере организации лабораторного практикума ряда типовых инженерно-технических дисциплин при реализации дистанционного и смешанного обучения. Обосновывается использование программ структурно-функционального моделирования электронных схем при реализации лабораторных работ при дистанционном и смешанном обучении. Анализируются функциональные особенности, существующие у известных программ схемотехнического моделирования, важные с точки зрения реализации моделирования схем при изучении технической защиты информации. В качестве примера приводятся этапы выполнения заданий лабораторной работы по исследованию свойств фильтра питания сети 220 В, подавляющего высокочастотные помехи. Приводятся этапы методики взаимодействия с обучаемыми при использовании пакета прикладных программ Qucs при частичном замещении лабораторных работ моделированием. Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью выполнения требований реализации специализированного лабораторного практикума по дисциплине «Техническая защита информации» по ряду технических специальностей для успешного формирования профессиональных компетенций специалиста по защите информации МВД России в процессе обучения и объективными трудностями или невозможностью его реализации в традиционной форме при удалённом и смешанном форматах обучения. Цель исследования – обосновать применение программ схемотехнического моделирования для частичного замещения лабораторного практикума работой со специализированными программными средствами, которые могут быть успешно использованы при обучении в удалённом формате с обеспечением минимального времени развёртывания. Методы исследования – анализ современных подходов по реализации задач лабораторного практикума в мировом и российском сообществах и положительного опыта их применения. Выводы. С позиций кроссплатформенности решение задач импортозамещения, снижение затрат на лицензирование, представляет интерес применение в учебном процессе программы схемотехнического моделирования с открытым исходным кодом Qucs. Полученные авторами частные результаты говорят о возможности её применения для изучения по меньшей мере некоторых тем дисциплины «Техническая защита информации».
техническая защита информации, моделирование лабораторных измерений, Qucs, структурно-функциональное и схемотехническое моделирование
1. Салахова А. Ш., Козлов В. А. Организация и методика проведения дистанционных лабораторных работ по общепрофессиональным техническим дисциплинам // Открытое образование. - 2014. - № 5. - С. 74-79.
2. Rogozin K., Lustig F., Kuznetsov S., Yanyshev D., Brom P., Kiryasov M., Ovcharov A. Teaching/learning physics: integrating research into practice. Proceedings of the GIREP-MPTL 2014 international conference held in Palermo, Italy, July 7 - 12. - Palermo: Dipartimento di fisica e chimica, Università degli Studi di Palermo, 2014. - pp. 705-709.
3. Castro M., Tawfik M., Tovar E. Excellence in engineering to enhance a country’s productivity. Proceedings of the 12th Latin American and Caribbean conference for engineering and technology (LACCEI’2014), Guayaquil, Ecuador, July 22-24, 2014 [Электронный ресурс]. - URL: laccei.org/ LACCEI2014-Guayaquil/RefereedPapers/RP040.pdf (дата обращения: 28.12.2020).
4. Lin, S. Douglas, J. Aiken, C. Liu, E. Greco, B. Thoms, M. Caballero, M. Schatz. Physics education research conference proceedings, Minneapolis, MS, July 30-31, 2014. pp. 163-166. doi:https://doi.org/10.1119/perc.2014.pr.037 [Электронный ресурс]. - URL: https://compadre.org/per/perc/conference.cfm?Y=2014 (дата обращения: 28.12.2020).
5. International STEM classrooms: the experiences of students around the world using at-home laboratory kits / S. Z. Atiq, X. Chen, D. D. Cox, J. DeBoer // 2015 ASEE international forum, Seattle, Washington. June 14, 2015 [Электронный ресурс]. - URL: peer.asee.org/17146 (дата обращения: 28.12.2020).
6. Глухова О. Е. Применение программного пакета открытого доступа Qucs в учебном процессе для моделирования микроволновых устройств / О.Е. Глухова, К.А. Саяпин, М.М. Слепченков / САПР и моделирование в современной электронике : сборник научных трудов. - Брянск, 2019. - С. 243-246.
7. Кузнецов В. В. Симулятор электронных схем с открытым исходным кодом Qucs: основные возможности и основы моделирования // Компоненты и технологии. - 2015. - №3. - С.114-120.
8. Мазин А. В., Корнеев А. А., Глебов С. А. Анализ моделирования электронных схем // Вопросы радиоэлектроники. - 2017. - № 6. - С. 65-69.
9. Кечиев Л. Н., Крючков Н. М., Кузнецов В. В. Использование свободного по Qucs в целях моделирования для оценки факторов ЭМС РЭА // Технологии электромагнитной совместимости. - 2015. - № 1 (52). - С. 28-33.
10. Brinson M. E. A new approach to compact semiconductor device modelling with qucs verilog-a analogue module synthesis / M.E Brinson, V.V. Kuznetsov // International Journal of Numerical Modeling: Electronic Networks, Devices and Fields. - 2016. - Т. 29. - № 6. - С.1070-1088.