Тюмень, Тюменская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.07 Общая педагогика
Необходимость научно-теоретического осмысления и нормативного оформления дефиниций и положений, связанных с научным обеспечением деятельности органов внутренних дел, важность создания обоснованной системы организационно-методических основ научной деятельности педагогического работника образовательной организации системы МВД России, с учётом требований времени и действующего законодательства (приказом МВД России от 13 ноября 2020 г. № 767 утверждена Концепция научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2030 года) определяют актуальность темы исследования как в теоретическом, так и в практическом плане. Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью выполнения требований Концепции научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2030 года и отсутствием в программах дополнительного профессионального образования педагогических работников образовательных организаций МВД России раздела, обеспечивающего обучение организационно-методическим основам научной деятельности в системе МВД России. Цель исследования – обосновать дидактическое наполнение раздела «Основы научной деятельности» программ дополнительного профессионального образования педагогических работ- ников образовательных организаций МВД России. Методы исследования – анализ современных нормативных правовых актов и научно-методической литературы. Выводы. В связи с необходимостью выполнения требований Концепции научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2030 года в программы дополнительного профессионального образования педагогических работников образовательных организаций МВД России необходимо включать раздел «Основы научной деятельности»
образовательные организации, МВД России, педагогические работники, научная деятельность, дополнительное профессиональное образование
Введение
В образовательных организациях МВД Рос-
сии лица, впервые назначенные на должности
педагогических работников, проходят обучение
в школах педагогического мастерства. Програм-
мы обучения в школах педагогического мастер-
ства различных образовательных организаций
МВД России существенно отличаются как по
объёму учебной нагрузки, так и по содержанию.
Объясняется это тем, что нормативных право-
вых актов МВД России, регламентирующих де-
ятельность школ педагогического мастерства,
нет. Федеральным законом об образовании в
Российской Федерации не предусмотрен такой
вид обучения как школа педагогического ма-
стерства1. Деятельность школ педагогическо-
го мастерства регламентируется локальными
нормативными правовыми актами образова-
тельных организаций МВД России. В этой свя-
зи данный вид образовательной деятельности
необходимо привести к требованиям закона –
оформить в виде программы дополнительного
профессионального образования.
Необходимо научно-теоретически осмыс-
лить и нормативно оформить дефиниции и по-
ложения, связанные с научным обеспечением
деятельности органов внутренних дел. Важно
создать обоснованную систему организацион-
но-методических основ научной деятельности
педагогического работника образовательной
организации системы МВД России с учётом
требований времени и действующего законода-
тельства (приказом МВД России от 13 ноября
2020 г. № 767 утверждена Концепция научного
обеспечения деятельности органов внутренних
дел Российской Федерации на период до 2030
года). Этим определяется актуальность темы
исследования как в теоретическом, так и в прак-
тическом плане.
Так, в Концепции научного обеспечения
деятельности органов внутренних дел Россий-
ской Федерации на период до 2030 года (раздел
V «Механизм, этапы и ожидаемые результа-
ты реализации Концепции») указано, что «…
результатом проведения мероприятий перво-
го этапа реализации Концепции станет суще-
ственное повышение эффективности системы
научного обеспечения … заработают действен-
ные механизмы стимулирования эффективной
научной деятельности, ориентация её субъектов
на актуальные для практики темы, исключение
малозначительных разработок и тем диссерта-
ционных исследований, обязательного их вне-
дрения в практику или научно-педагогическую
деятельность. Темы диссертационных исследо-
ваний, проводимых в системе МВД России, как
правило, будут актуальными для органов вну-
тренних дел».
Проблема исследования заключается в
противоречии между необходимостью выпол-
нения требований Концепции научного обе-
спечения деятельности органов внутренних дел
Российской Федерации на период до 2030 года
и отсутствием в программах дополнительного
профессионального образования педагогиче-
ских работников образовательных организаций
МВД России раздела, обеспечивающего обуче-
ние организационно-методическим основам на-
учной деятельности в системе МВД России.
Цель исследования – обосновать дидакти-
ческое наполнение раздела «Основы научной
деятельности» программ дополнительного про-
фессионального образования педагогических
работников образовательных организаций МВД
России.
Методы исследования – анализ современ-
ных нормативных правовых актов и научно-ме-
тодической литературы.
Задачи исследования
1. Определить виды программ дополни-
тельного профессионального образования для
обучения лиц, впервые назначенных на должно-
сти педагогических работников образователь-
ных организаций МВД России, с учётом имею-
щегося вида и уровня высшего образования.
2. Обосновать содержание раздела «Осно-
вы научной деятельности» (перечень тем и их
дидактическое наполнение) программ допол-
нительного профессионального образования
педагогических работников образовательных
организаций МВД России.
Результаты исследования
Обучение лиц, впервые назначенных на
должности педагогических работников образо-
вательных организаций МВД России, по про-
граммам дополнительного профессионального
образования.
Педагогические работники образователь-
ных организаций МВД России и в первую оче-
редь те, кто впервые назначен на эти должности,
должны пройти социальную адаптацию к усло-
виям профессиональной педагогической дея-
тельности. Важной организационной формой,
направленной на обеспечение адаптации, явля-
ется обучение по программам дополнительного
профессионального образования. Професси-
ональной адаптации посвящён ряд исследова-
ний. Так, вопросам актуальности воспитания педагогической культуры у педагогических ра-
ботников образовательных организаций МВД
России и разработке методики посвящено ис-
следование Л. Т. Бородавко и В. Н. Устюжанина
(2015)2 [1]; изучениям требований и возможно-
стей развития профессиональной компетент-
ности преподавателей вузов МВД России по-
священы исследования А. А. Тимофеева (2016)
[2]; возможностям развития научно-педагоги-
ческой эрудиции у преподавателя вуза посвя-
щены исследования П. В. Разбегаева (2016) [3] и
Н. В. Ходяковой, П. Н. Жуковой (2016) [4]. Одна-
ко в имеющейся литературе нами не обнаруже-
но обоснования организации дополнительного
профессионального образования педагогиче-
ских работников образовательных организаций
МВД России, впервые назначенных на должно-
сти, направленного на социальную адаптацию
к условиям профессиональной педагогической
деятельности. Рассмотрим возможные варианты
программ дополнительного профессионального
образования с учётом имеющегося вида и уров-
ня высшего образования (той или иной специ-
альности или направления подготовки, уровня
высшего образования – бакалавр, магистр).
В связи с тем, что до назначения на долж-
ности педагогических работников образова-
тельных организаций МВД России лица, кроме
выпускников адъюнктур образовательных орга-
низаций МВД России, не имели опыта педагоги-
ческой работы в образовательной организации
высшего образования, в результате обучения
они должны получить компетенции, необходи-
мые для выполнения нового вида профессио-
нальной деятельности.
В образовательных организациях МВД
России проводятся различные виды обучения
постоянного состава в процессе оперативно-
служебной деятельности. Некоторые виды обу-
чения (например, профессиональная служебная
и физическая подготовка) регламентированы
нормативными правовыми актами МВД России,
но не Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации», другие (обучение на-
чинающих преподавателей в школе педагогиче-
ского мастерства) не регламентированы феде-
ральными законом, нормативными правовыми
актами Минобрнауки и МВД России. Ранее нами
было высказано предложение о необходимо-
сти придания обучению сотрудников органов
внутренних дел в системе профессиональной
служебной и физической подготовки формы,
установленной законом об образовании – об-
учение в системе профессиональной служеб-
ной и физической подготовки есть не что иное,
как повышение квалификации по занимаемой
должности [5]. Аналогичная проблема сложи-
лась с обучением лиц, впервые назначенных на
должности педагогических работников образо-
вательных организаций МВД России, в школах
педагогического мастерства.
Для обучения лиц, впервые назначенных на
должности педагогических работников образо-
вательных организаций МВД России, должны
быть использованы программы дополнитель-
ного профессионального образования. В со-
ответствии с п. 4 статьи 76 «Дополнительное
профессиональное образование» Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от
27 декабря 2019 г.) «Об образовании в Россий-
ской Федерации», «…программа повышения
квалификации направлена на … получение но-
вой компетенции, необходимой для профессио-
нальной деятельности…». В п. 5 сказано, что «…
программа профессиональной переподготовки
направлена на получение компетенции, необ-
ходимой для выполнения нового вида профес-
сиональной деятельности, приобретение новой
квалификации».
Требования к содержанию дополнитель-
ных профессиональных программ указаны
в п. 9 статьи 76 ФЗ № 273 и заключаются в
следующем: «…содержание дополнительных
профессиональных программ должно учи-
тывать профессиональные стандарты, ква-
лификационные требования, указанные в
квалификационных справочниках по соот-
ветствующим должностям, профессиям и спе-
циальностям…». Дополнительные профес-
сиональные программы профессиональной
переподготовки «…разрабатываются на осно-
вании … требований соответствующих феде-
ральных государственных образовательных
стандартов среднего профессионального и
(или) высшего образования к результатам ос-
воения образовательных программ» (п. 10 ста-
тьи 76), что, по сути, приравнивает результат
обучения по программам профессиональной
переподготовки к среднему профессионально-
му или высшему образованию.
При организации дополнительного про-
фессионального образования лиц, впервые на-
значенных на должность педагогических ра-
ботников образовательных организаций МВД
России, следует учитывать различия в имею-щемся у них виде и уровне высшего образова-
ния (той или иной специальности или направ-
ления подготовки, уровня высшего образования
– бакалавр, магистр).
С учётом этого обстоятельства предлагает-
ся следующее:
1. Если лица, успешно завершившие обу-
чение по очной форме в адъюнктурах образо-
вательных организаций МВД России по юриди-
ческим специальностям, в течение одного года
после окончания адъюнктуры были назначены
на должности педагогических работников об-
разовательных организаций МВД России и пре-
подают дисциплины юридического профиля, то
повышение квалификации по указанным выше
программам дополнительного профессиональ-
ного образования они могут не проходить. В
процессе обучения в адъюнктуре они проходи-
ли педагогическую практику в должности пре-
подавателя.
2. Лиц, впервые назначенных на должности
педагогических работников образовательных
организаций МВД России, выполняющих дис-
сертационное исследование в форме соиска-
тельства (без освоения программ подготовки
научно-педагогических кадров в адъюнктуре)
по педагогическим научным специальностям,
целесообразно обучать по программам про-
фессиональной переподготовки: направления
подготовки 44.03.01 – Педагогическое образо-
вание или 44.03.02 – Психолого-педагогическое
образование (бакалавр). Название программы
профессиональной переподготовки может быть
следующим: «Педагогические работники обра-
зовательных организаций МВД России».
3. Иные лица, впервые назначенные на
должности педагогических работников обра-
зовательных организаций МВД России, долж-
ны проходить обучение по дополнительной
профессиональной программе повышения
квалификации. Варианты названий программ:
«Основы педагогической и научной деятельно-
сти педагогического работника образователь-
ной организации МВД России» либо «Основы
профессионально-педагогической деятельно-
сти педагогического работника учреждения
(начального профессионального, среднего
профессионального, высшего, дополнитель-
ного профессионального) образования МВД
России» и др.
4. Реализацию дополнительной профессио-
нальной программы повышения квалификации
нужно проводить без отрыва от производствен-
ной (педагогической) деятельности в течение
одного года, поэтапно (дискретно), с использо-
ванием дистанционной формы обучения и кон-
тактных (аудиторных семинарских и практиче-
ских) занятий, консультаций под руководством
опытных преподавателей.
5. Реализацию дополнительной профес-
сиональной программы профессиональной
переподготовки необходимо проводить в со-
ответствии с требованиями федеральных го-
сударственных образовательных стандартов
высшего образования по направлениям под-
готовки 44.03.01 – Педагогическое образова-
ние или 44.03.02 – Психолого-педагогическое
образование (уровень высшего образования
– бакалавриат) в образовательной организа-
ции высшего образования МВД России, специ-
ализирующейся в данной области (например,
Институт психологии служебной деятельности
органов внутренних дел Московского универ-
ситета МВД России имени В. Я. Кикотя; учебно-
научный комплекс по исследованию проблем
кадровой работы и морально-психологического
обеспечения деятельности органов внутренних
дел Санкт-Петербургского университета МВД
России), с применением дистанционной формы
обучения и проведением итоговой аттестации
по очной форме3.
6. Минимальный объём учебной нагрузки в
соответствии с приказом Минобрнауки России4
для освоения программы повышения квалифи-
кации педагогическими работниками образова-
тельных организаций МВД России, по нашему
мнению, должен составлять 70–80 аудиторных
часов (продолжительность обучения десять ме-
сяцев – с февраля по ноябрь (по аналогии с пе-
риодом обучения в системе профессиональной
служебной и физической подготовки).
Оптимальный объём учебной нагрузки
программы профессиональной переподготовки
педагогических работников образовательных
организаций МВД России – 250–270 аудиторных
часов.
7. Повышение квалификации педагогиче-
ских работников образовательных организа-
ций МВД России, имеющих стаж 3 года и более,
в соответствии с Федеральным законом «Об об-
разовании» целесообразно проводить с перио-дичностью один раз в три года. Варианты назва-
ний программ для таких категорий сотрудников
могут быть следующими: «Профессорско-пре-
подавательский состав образовательных орга-
низаций системы МВД России “Современные
образовательные технологии”»; «Научно-пе-
дагогический состав, осуществляющий реали-
зацию основных образовательных программ»;
«Педагогические работники образовательных
организаций МВД России по теме: “Инноваци-
онные образовательные технологии в высшей
школе”»; «Научно-педагогический состав обра-
зовательных организаций МВД России по теме:
“Применение инновационных образовательных
технологий в учебно-воспитательном процессе
по программам профессионального образова-
ния и профессионального обучения”», «Сотруд-
ники образовательных организаций МВД Рос-
сии по теме: “Современные информационные
технологии”»; «Научно-педагогический состав
образовательных организаций, центров про-
фессиональной подготовки территориальных
органов МВД России по теме: “Современные об-
разовательные технологии”» и др.
Цель освоения раздела «Основы научной
деятельности» программ дополнительного про-
фессионального образования педагогических
работников образовательных организаций МВД
России.
Для педагогического работника образо-
вательных организаций высшего образования
совмещение преподавательской и научной дея-
тельности является обязательным и регламенти-
руется Федеральным законом «Об образовании
в Российской Федерации»5. В индивидуальный
план педагогических работников образователь-
ных организаций высшего образования входит
научная работа, результаты которой учитыва-
ются во время избрания по конкурсу [6].
Научно-исследовательская работа является
составной частью профессиональной деятель-
ности педагогических работников образова-
тельных организаций высшего образования,
фактором развития профессионализма и фор-
мой реализации творческого потенциала лич-
ности6 [7; 8; 9].
Основным требованием к осуществлению
научно-исследовательской деятельности педаго-
гического работника образовательной органи-
зации МВД России будет разработка в составе
временных творческих коллективов или инди-
видуально заказных исследований и инноваци-
онных проектов, соответствующих основным
направлениям научного обеспечения деятельно-
сти органов внутренних дел Российской Федера-
ции, потребностям органов внутренних дел.
Целью освоения раздела «Основы научной
деятельности» дополнительной образователь-
ной программы повышения квалификации пе-
дагогических работников образовательных ор-
ганизаций МВД России, впервые назначенных
на должность, является формирование про-
фессиональной компетенции участия в про-
ведении научных исследований, воспитание у
педагогических работников потребности в на-
учной деятельности, подготовка педагогических
работников к выполнению требований первого
этапа Концепции научного обеспечения дея-
тельности органов внутренних дел Российской
Федерации на период до 2030 года, в том числе в
направлении научной деятельности педагогиче-
ских работников на удовлетворение потребно-
стей органов внутренних дел и на снижение «…
тенденции к ухудшению качества подготовки
научных кадров, о чём, в частности, свидетель-
ствует повсеместное снижение теоретической
и практической значимости диссертационных
исследований, их недостаточная ориентирован-
ность на реальные интересы органов внутрен-
них дел, формальный подход к внедрению ре-
зультатов диссертационных работ в практику и
законотворческую деятельность».
Содержание раздела «Основы научной де-
ятельности» программ дополнительного про-
фессионального образования педагогических
работников образовательных организаций МВД
России соответствует требованиям приказа МВД
России от 1 апреля 2016 г. № 155 «Об осущест-
влении научной (научно-исследовательской)
деятельности в органах внутренних дел Россий-
ской Федерации» (9. Научное обеспечение орга-
низации работы с кадрами): 9.8. Организация и
функционирование системы подготовки кадров
высшей квалификации в МВД России; 9.10. Ор-
ганизация и функционирование системы допол-
нительного профессионального образования в
МВД России; 9.11. Обеспечение практической
направленности научных исследований).
Для раздела «Основы научной деятель-
ности» программы дополнительного про-
фессионального образования (повышения
квалификации) педагогических работников об-
разовательных организаций МВД России пред-лагаются следующие темы и их дидактическое
наполнение.
Тема 1 «Организация научной деятель-
ности в МВД России», на наш взгляд, должна
содержать: основные понятия научной деятель-
ности и приоритетные направления развития
науки в Российской Федерации; Концепцию на-
учного обеспечения деятельности органов вну-
тренних дел Российской Федерации на период
до 2030 года, квалификационные требования к
научной деятельности специалистов высшего и
дополнительного профессионального образова-
ния. Кроме того, в этой теме должны быть так-
же раскрыты: цель и координация научной де-
ятельности, функции участников и заказчиков
научной продукции; основные направления на-
учного обеспечения деятельности органов вну-
тренних дел Российской Федерации и государ-
ственные программы Российской Федерации;
участники и заказчики научной продукции,
головные исполнители и исполнители (соиспол-
нители) и их функции; профилизация образова-
тельных организаций МВД России и её связь с
научной деятельностью педагогических работ-
ников; направления научной деятельности об-
разовательных и научных организаций системы
МВД России в качестве головных научно-тех-
нических организаций; планирование научной
деятельности в МВД России, структура плана
научной деятельности образовательной органи-
зации дополнительного профессионального об-
разования МВД России на год; интеграция учеб-
но-исследовательской работы обучающихся по
программам дополнительного профессиональ-
ного образования и научно-исследовательской
работы педагогических работников образова-
тельной организации МВД России.
Тема 2 «Подготовка научно-педагогиче-
ских кадров в МВД России» должна содержать
следующее дидактическое наполнение: области
науки, научные специальности, паспорт на-
учной специальности, области исследования
научной специальности; учёные степени, кри-
терии, которым должны отвечать диссертации
на соискание учёных степеней; научные спе-
циальности в адъюнктурах образовательных
и научных организаций МВД России; порядок
приёма на обучение и обучение по программам
подготовки научно-педагогических кадров в
аспирантуре (адъюнктуре); прикрепление лиц
для сдачи кандидатских экзаменов (экстернат),
сдача кандидатских экзаменов, перечень кан-
дидатских экзаменов; прикрепление лиц для
подготовки диссертации на соискание учёной
степени кандидата наук без освоения программ
подготовки научно-педагогических кадров;
подготовка докторантами диссертации на со-
искание учёной степени доктора наук в образо-
вательных организациях высшего образования
или научных организациях системы МВД Рос-
сии; требования, предъявляемые к результатив-
ности научной деятельности членов диссерта-
ционных советов.
Тема 3 «Проведение научно-исследова-
тельской работы» должна содержать следу-
ющее дидактическое наполнение: выбор на-
правления исследования, определение научной
специальности; проверка на дублирование темы
по БД СНТИ; оценка соответствия направления
исследования научной школе МВД России; по-
иск научной и методической литературы в элек-
тронной научной библиотеке eLibrary.ru; рефе-
рирование научной и методической литературы
по направлению исследования; формулирова-
ние методологических характеристик исследо-
вания; планирование, проведение и приёмка
результатов научных исследований в МВД Рос-
сии; виды научных и научно-технических ре-
зультатов в МВД России; виды и характеристика
научных и учебных изданий в соответствии с
требованиями Минобрнауки России; структура
и содержание заявки и задания на проведение
научного исследования в МВД России; структу-
ра и содержание рабочей программы исследова-
ния (РПИ) и плана-проспекта рукописи (ППР) в
МВД России.
Тема 4 «Представление результатов на-
учно-исследовательской работы» должна со-
держать следующее дидактическое наполнение:
структура и содержание заключительного от-
чёта по НИР, приёмка результатов НИР, внедре-
ние и авторское сопровождение внедрения НП;
подготовка и участие в конкурсе на лучшую на-
учно-исследовательскую работу по проблемам
совершенствования деятельности органов вну-
тренних дел Российской Федерации; оформле-
ние научных статей, представляемых для опу-
бликования в периодических научных изданиях,
индексируемых в международных базах данных;
требования к оформлению научных статей для
опубликования в периодических научных изда-
ниях; определение кода универсальной десятич-
ной классификации (УДК) и кода библиотеч-
но-библиографической классификации (ББК),
создание идентификатора учёного (ORCID),
присвоение научному продукту цифрового
идентификатора (DOI); ссылки, цитирования;
проверка научного продукта на заимствования;
подготовка документов на присвоение учебным
изданиям грифа МВД России. Тема 5 «Проведение научно-квалифика-
ционного исследования» должна содержать
следующее дидактическое наполнение: фор-
мулирование темы, подготовка обоснования и
составление плана диссертационного исследо-
вания; экспертиза темы, обоснования и плана
диссертационного исследования, планируемого
к выполнению в образовательной организации
МВД России, утверждение темы диссертацион-
ного исследования учёным советом; предзащита
(обсуждение) диссертации на кафедре, подго-
товка заключения организации, где выполнялась
диссертация; предварительное рассмотрение
диссертации в диссертационном совете; поиск
советов по защите диссертаций по искомой на-
учной специальности в образовательных и науч-
ных организациях Российской Федерации.
Особое внимание при освоении этой темы
необходимо обратить на оценку актуальности и
новизны тем планируемых диссертационных ис-
следований, которую осуществляет группа экс-
пертов образовательной организации МВД Рос-
сии. Практика показывает, что существенным
недостатком в представляемых на экспертизу до-
кументах является слабая аргументированность
потребности органов внутренних дел в планиру-
емом диссертационном исследовании [10].
Тема 6 «Представление результатов на-
учно-квалификационного исследования» со-
держит следующее дидактическое наполнение:
структурирование и оформление диссертации;
структурирование и оформление авторефера-
та диссертации; поиск рецензируемых научных
журналов по искомой отрасли науки и оформ-
ление научных публикаций по теме диссерта-
ции; подготовка доклада, презентации к до-
кладу, раздаточного материала при проведении
заседаний советов по защите диссертаций в том
числе в удалённом интерактивном режиме; осо-
бенности представления в специальный совет
диссертации, содержащей сведения, составляю-
щие государственную тайну.
В заключительной части представлены ос-
новные требования и критерии присвоения учё-
ного звания «доцент» следующему, после защи-
ты кандидатской диссертации, этапу научного
развития педагогического работника образова-
тельной организации МВД России.
Аттестация по разделу «Основы научной
деятельности»
Для успешного прохождения аттестации по
разделу «Основы научной деятельности» обуча-
ющийся должен выполнить следующие практи-
ческие задания.
1. Подготовить и (или) представить науч-
ную статью (по требованиям научного журнала,
включённого в РИНЦ, а также представить тре-
бования периодического научного издания, в
котором автор планирует опубликовать или уже
опубликовал эту научную статью).
2. Показать связь научной работы (темы
научной статьи) с крупными научными програм-
мами (проектами), государственными програм-
мами, руководящими документами МВД России
и т. д. Представить эту информацию в статье.
3. Определить научную специальность, к
которой относится тема статьи (указать шифр и
название научной специальности) и область (об-
ласти) исследования научной специальности.
4. Определить для научной статьи код УДК
и представить описательную часть УДК (напри-
мер, УДК 377.44 Повышение квалификации и
переквалификация на производстве).
5. Представить идентификаторы автора в
eLibrary.ru (AuthorID) и в ORCID.
6. Подготовить презентацию научной ста-
тьи и представить содержание статьи посред-
ством научного доклада с презентацией.
Заключение
В связи с необходимостью выполнения тре-
бований Концепции научного обеспечения дея-
тельности органов внутренних дел Российской
Федерации на период до 2030 года, в программы
дополнительного профессионального образова-
ния педагогических работников образователь-
ных организаций МВД России необходимо вклю-
чать раздел «Основы научной деятельности».
1. Астафьев Н. В., Овчинников В. А., Лыскова М. И. Дополнительное профессиональное образование лиц, впервые назначенных на должности педагогических работников образовательных организаций МВД России // Право и образование. - 2020. - № 7. - С. 90-96.
2. Тимофеева А. А. Развитие профессиональной компетентности преподавателей вузов МВД России: требования и возможности / Профессиональная компетентность педагогического работника вуза: содержание, уровни сформированности и оценка: сборник науч. ст. - Волгоград: ВА МВД России, 2016. - С. 10-12.
3. Разбегаев П. В. Профессиональное развитие педагога: особенности научной деятельности / Профессиональная компетентность педагогического работника вуза: содержание, уровни сформированности и оценка: сб. науч. тр. - Волгоград: ВА МВД России, 2016. - С. 48-51.
4. Ходякова Н. В., Жукова П. Н. Развитие научно-педагогической эрудиции у преподавателя вуза // Профессиональная компетентность педагогического работника вуза: содержание, уровни сформированности и оценка : сб. науч. тр. - Волгоград: ВА МВД России, 2016. - С. 16-20.
5. Астафьев Н. В., Дубинецкий В. В. Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел по занимаемой должности при обучении в процессе оперативно-служебной деятельности // Право и образование. - 2016. - № 7. - С. 70-76.
6. Архипова С. В. Преподаватель-исследователь в современном российском вузе / Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XVIII Международной конференции памяти проф. Л.Н. Когана. - Екатеринбург: УрФУ, 2015. - С. 801-809.
7. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - Москва: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.
8. Люсев В. Н., Корчагина М. В., Люсева Т. П. Научно-исследовательская работа как составляющая профессионально-педагогической деятельности будущего педагога профессионального обучения // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 12. - С. 36-41.
9. Маркова С. М. Организация научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 1 (2). - С. 14-17.
10. Загвязинский В. И. О связи методологии и технологии в педагогическом исследовании // Образование и наука. - 2015. - № 5 (124). - С. 4-14.
11. Астафьев Н. В., Овчинников В. А. Экспертиза в образовательных организациях МВД России планируемых диссертационных исследований // Право и образование. - 2020. - № 11. - С. 62-72.