Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена актуальной для современных гуманитарных наук проблеме соотношения количественных и качественных методов исследования применительно к педагогической области. Отталкиваясь от разведения «наук о природе» и «наук о культуре» В. Виндельбанда и Г. Риккерта, авторы призывают научное сообщество к осмыслению их разницы на современном этапе. На основании сравнительного анализа целей, объекта, предмета и гипотез исследования (прежде всего диссертационного) в психологии и педагогике выявляется специфика каждой научной дисциплины, которая опосредует специфические инструменты проверки достоверности и эффективности получаемых результатов. К наиболее дискуссионным вопросам отнесена тотальность применения в педагогическом исследовании методов математической статистики, которые в силу онтологии изучаемых феноменов в должной мере не охватывают наблюдаемых изменений, следовательно, не в состоянии описать их. Наибольшая неадекватность количественных методов проявляется при их использовании в сфере воспитания, образования взрослых, где на первое место выходят процессы рефлексии, смыслообразования, самоопределения, построения жизненного сценария в соответствии с собственными убеждениями, а факторы жизненного мира и перспектив не могут быть неучтёнными. Предлагается на этапе создания программы педагогического исследования особе внимание уделять определению онтологии изучаемого явления, сообразности ей избранной методологии, фиксировать соотношение «цель – средство её достижения – диагностика / мониторинг процесса – оценка результативности», что позволит ответить на вопрос о соотношении / адекватности количественных и качественных методов–доказательств её реализации. Кроме того, необходимо поддерживать институт диалоговых площадок научных сообществ, в рамках которых представители разных предметных областей приходили бы к консенсусу по указанному вопросу и удерживали его в научно-исследовательской и экспертной работе.

Ключевые слова:
методы исследования в педагогике, статистические методы в педагогике, измерение результатов обучения, измерение результатов воспитания
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - Санкт-Петербург: Республика, 1998. - 413 с.

2. Виндельбанд В. История и естествознание // Прелюдии: Философские статьи и речи. - Москва: Гиперборея, 2007. - С. 333-352.

3. Розин В. М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. - Красноярск: КГУ, 1989. - 197 с.

4. Краевский В. В. Качество педагогики и методологическая культура педагога // Магистр: Независимый научно-педагогический журнал. - 1991. - № 1. - C. 4-15.

5. Фокина З. Т. Науки о природе и науки о культуре: тенденция к интеграции, практическое значение // Вестник МГСУ. - 2017. -№ 3 (102). - С. 293-302.

6. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития: монография / под ред. Н. Л. Селивановой и П. В. Степанова. - Москва: Педагогический поиск, 2017. - 108 с.

7. Илакавичус М. Р. Взрослый в разновозрастном сообществе неформального образования: монография. - Санкт-Петербург: ИПОиОВ РАО, 2011. - 90 с.

8. Думчева А. Г. Диагностика условий и результатов духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном пространстве // Системно-деятельностный подход в воспитании. Духовно-нравственное развитие и воспитание - главные ориентиры образования. - Санкт-Петербург: ПГУ, 2010. - С. 35-40.

9. Сериков В. В. Станет ли педагогика наукой? Размышления о методологии В. В. Краевского // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 5 (32). - С. 15-27.

10. Скроцкий Ю. А. Становление личности и психические отклонения. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2009. - 352 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?