Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
сотрудник
СПб, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 374.1 Организационные формы самообразования и получения образования в группах
В статье осуществлён анализ научных исследований, посвящённых теории и практике обучения иностранному языку в неязыковых вузах на предмет выявления методологических подходов, оцененных специалистами как эффективные, освещён аспект их комбинации при использовании. Объединяющим авторов концептуальным положением является признание иноязычной компетентности элементом профессиональной компетентности, объединяющей общие и специальные компетенции, нацеленные на решение профессиональных задач. Проведённый анализ позволил выявить в качестве основного методологического подхода компетентностный. Отдельную группу составляют подходы, ориентированные на осмысление иных культур. Однако в рамках концепции непрерывного опережающего образования взрослых обоснована необходимость организации освоения широкого спектра знаний, необходимых не только для выполнения профессиональных обязанностей, но и для обучения способам построения индивидуальной траектории непрерывного образования, включения в разноформатные информационные среды. В образовательных организациях МВД России задача иноязычной подготовки может рассматриваться как восполнение гуманитарной компоненты. В данном контексте особое внимание уделяется созданию условий для формирования личностного смысла освоения иностранного языка не только для профессиональной деятельности, но и как инструмента постижения полифонии многокультурного мира, инструмента ознакомления с разными точками зрения на этот мир, заключёнными в культуре и обычаях других народов, то есть как способа личностного развития.
иноязычная подготовка, организации высшего образования МВД России, образование взрослых, методологические подходы, профессиональные компетенции, опережающее образование, сотрудник МВД
1. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. [ред.]. Университеты на перепутье: высшее образование в России : монография. - Москва: ИД ВШЭ, 2019. - 320 c.
2. Буробина С. В. Условия эффективности обучения иностранному языку в вузе // Высшее образование сегодня. - 2021. - № 11-12. - С. 64-67.
3. Подобед В. И., Марон А. Е. [ред.]. Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых : монография. - Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2009. - 403 с.
4. Ерзин А. И., Епанчинцева Г. А. Cамоэффективность, проактивность и жизнестойкость в обучении (влияние на академические интересы и достижения студентов) // Современное образование. - 2016. - № 2. - С. 65-83.
5. Горькая Ж. В., Горький А. С. Некоторые аспекты применения проактивной стратегии обучения в вузе / Образование в современном мире: стратегические инициативы : сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию Самарского исследовательского университета им С. П. Королева. - Самара: СНИУ, 2017. - С. 466-472.
6. Перминова Л. М. Методологический контур экспериментальной дидактики // Педагогика. - 2013. - № 1. - С. 17-24.
7. Слободчикова Т. А. Особенности педагогической образовательной системы вузов МВД России // Ученые записки университета Лесгафта. - 2018. - № 1 (155) [Электронный ресурс] // Сайт «Киберленинка». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pedagogicheskoy-obrazovatelnoysistemy-vuzov-mvd-rossii (дата обращения: 06.04.2022)
8. Мирошникова С. С., Мирошников А. С. Образовательные риски в подготовке обучающихся в системе вузов МВД // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - № 5 (128). - С. 37-42.
9. Сенько Ю. В. Образование в гуманитарной перспективе. - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2011. - 367 с.
10. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - C. 11-17.