Всеволожск, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 159.923.3 Структура личности. Черты характера. Психограмма
В статье рассмотрен гендерный аспект взаимосвязи субъективного благополучия обучающихся образовательной организации МВД России с базовыми убеждениями личности и удовлетворённостью учебной деятельностью. Актуальность исследования состоит в том, что своевременная диагностика и коррекция уровня субъективного благополучия обучающихся ведомственных образовательных организаций способствует сохранению соматического и психологического здоровья, тем самым пролонгируя профессиональное долголетие будущих сотрудников полиции. В эмпирическом исследовании приняли участие 240 респондентов (n = 109 мужского пола; n = 131 женского пола), средний возраст – 20,09 ± 1,1 лет: курсанты второго и третьего курсов факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка. Методики исследования: анонимная анкета, «Шкала субъективного благополучия» (М. В. Соколовой), «Шкала базисных убеждений личности» (М. А. Падун, А. В. Котельникова). В результате исследования установлено, что курсанты мужского пола чаще занимаются спортом, больше удовлетворены учебной деятельностью и своим эмоциональным состоянием. Девушки демонстрируют более высокий уровень субъективного благополучия, удовлетворённости повседневной деятельностью, позитивно оценивают социальное окружение, однако им чаще, чем юношам, присущи изменения настроения, негативные эмоциональные состояния. Чаще болеют пессимистично настроенные курсанты, не верящие в удачу, доброжелательность, справедливость окружающего мира и в способность контролировать свою жизнь. Частая заболеваемость в течение года и профессиональные занятия спортом снижают удовлетворённость учебной деятельностью. «Мишенями» психологической коррекции могут являться: иррациональные установки и способы их замещения на рациональные, рефлексивные способности, осознание негативного влияния «автоматических мыслей», принятие ответственности, развитие волевой активности, позитивных эмоций, мышления и поведения.
гендерный подход, субъективное благополучие, базовые убеждения личности, удовлетворённость учебной деятельностью, заболеваемость
1. Андриевская С. В. Иррациональные установки и индекс жизненной удовлетворённости у студентов // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2019. - № 9. - С. 46-56.
2. Басина Т. А. Взаимосвязь степени рациональности установок и ощущения счастья у курсантов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2018. - № 1 (41). - С. 117-121.
3. Батурин Н. А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель субъективного благополучия // Вестник ЮУрГУ. - 2013. - № 4. - С. 4-13.
4. Леонтьев Д. А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. - № 1 (155). - С. 14-37.
5. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. - Москва: Издательство Института практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
6. Отраднова А. С. Субъективное благополучие сотрудников органов внутренних дел / Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXIX Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. - С. 276-279.
7. Падун М. А., Котельникова А. В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 4. - С. 98-106.
8. Углова Т. В. Субъективные предпосылки удовлетворённости жизнью в период взрослости // Вестник НовГУ. - 2013. - №74-2. - С. 91-94.
9. Цветков В. Л., Иванова А. И. Взаимосвязь ценностей и базовых убеждений личности курсантов с разным уровнем эмоционального благополучия // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 5. - С. 308-315.
10. Черткова Ю. Д., Зырянова Н. М. Взаимосвязь базисных убеждений с диспозиционными чертами личности, локусом контроля и удовлетворенностью жизнью // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. - 2019. - № 1 (3). - С. 775-789.
11. Шамионов P. M. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) // Мир психологии. - 2012. - № 2. - С. 143-148.
12. Шамионов Р. М. Уверенность в себе и базовые убеждения как предикторы субъективного благополучия русских и казахов // Психологические исследования. - 2016. - Т. 9. - № 45. - С. 5.
13. Шаповал В. А., Семакова А. И., Мельник А. С. Психодинамические протекторы психологического благополучия курсантов и слушателей образовательной организации МВД России // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2019. - № 2. - С. 575-581. - DOIhttps://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-71.
14. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методик исследования) // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-29.
15. Cooke Р. J., Timothy P. Measuring Well-Being: A Review of InstrumentsMelchert, Korey Connor // Published. - SAGE Publications. -2016. - P. 730-757.
16. Diener E. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem // J. of Personality and Social Psychology. - 1995. - № 68. - P. 653-663.
17. Gözde K. U., Derya H., Meryem K. M. Тhe mediating role of perceived control and hopelessness in the relation between personal belief in a just world and life satisfaction // Personality and Individual Differences. - 2019. - V. 143. - P. 68-73.
18. Ryan R. M., Deci E. L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being // Annual Review Psychology. - 2001. - № 52. - P. 141-166.