Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия
с 01.01.2019 по настоящее время
Санкт-Петербург, Россия
УДК 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена значительным ростом рисков жизни и здоровью сотрудников полиции при выполнении оперативно-служебных задач, связанных с повышением террористической угрозы. Причиной этого являются действия вооружённых украинских формирований в зоне проведения специальной военной операции и террористические акты, совершаемые диверсионно-разведывательными группами противника на территории Российской Федерации. Этими фактами обусловлена необходимость поиска новых, более эффективных практических технологий обучения и подготовки, направленных на формирование в кратчайшие сроки практических умений и навыков, необходимых сотрудникам полиции для обеспечения личной безопасности при выполнении задач в повседневной деятельности и особых условиях. В настоящей работе рассматриваются вопросы подготовки обучающихся в образовательных организациях МВД России к действиям в особых условиях. Методы исследования: для достижения поставленной цели были применены следующие методы исследования: 1) теоретические (моделирования, анализа и синтеза); 2) эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент). Результаты исследования. На основании проведенного исследования определены пути решения проблем, возникающих при подготовке сотрудников полиции к действиям в особых условиях. В качестве технологии, используемой для моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности, предлагается использование оперативно-тактической игры, эффективность которой апробирована при проведении конкурса профессионального мастерства «Я полицейский». Наиболее подходящей для применения указанной выше технологии определена дисциплина «Обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД».
методология образования, технология образования, конкурс профессионального мастерства, оперативно-тактическая игра, личная безопасность сотруд- ников ОВД, особые условия
1. Алексеевнина А. К. Конкурс профессионального мастерства как средство оценки сформированности профессиональной компетентности // Письма в Эмиссия.Оффлайн. - 2019. - № 8. - С. 2758.
2. Бутене Е. И. Совершенствование профессионального развития педагога через подготовку студентов к конкурсам профессионального мастерства // Вестник научных конференций. - 2021. - № 11-2 (75). - С. 33-34.
3. Виноградов И. Д. Игрофикация учебного процесса в образовательных организациях МВД России на примере внедрения в дисциплину тактико-специальная подготовка «Оперативно-тактической игры» // Педагогический журнал. - 2022. - Т. 12. - № 2-1. - С. 834-841. - DOIhttps://doi.org/10.34670/AR.2022.22.42.005.
4. Губанов Э. В., Ломовская А. В. Влияние физической подготовки на поведение сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях // Наука-2020. - 2021. - № 2 (47). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskoy-podgotovki-na-povedenie-sotrudnikovpravoohranitelnyh-organov-v-ekstremalnyh-situatsiyah (дата обращения: 11.04.2023).
5. Гончарова Е. П., Кротикова-Приймакова Ю. С. Некоторые методологические аспекты конкурсов профессионального мастерства / Теория и методика профессионального образования : сборник научных статей. - 2022. - № 9. - С. 27-32.
6. Глущенко В. А. Роль конкурсов профессионального мастерства в повышении качества профессионального образования / Донецкие чтения 2021: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : материалы VI Международной научной конференции, Донецк, 26-28 октября 2021 года. - Т. 6. - Ч. 2. - Донецк: Донецкий национальный университет, 2021. - С. 72-74.
7. Галактионова Ж. В. Конкурсы профессионального мастерства как форма профессионального развития обучающихся СПО // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» Тульское образовательное пространство. - 2021. - № 2. - С. 25-29.
8. Завьялова Н. Ю. Конкурс профессионального мастерства преподавателей как инструмент повышения качества образования в вузах силовых структур // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2022. - № 51 (70). - С. 52-60.
9. Загайнова Н. Ю., Кузнецов Е. Ю., Герасимова И. Г., Михайлова С. В. Влияние конкурсов профессионального мастерства на формирование профессиональных компетенций будущего специалиста / Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития : сборник статей Международной научно-практической конференции, Самара, 27 марта 2021 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Омега Сайнс», 2021. - С. 31-36.
10. Кобченко А. В., Топоркова А. А. Формирование профессиональных компетенций обучающегося через участие в конкурсах профессионального мастерства / Информационное обеспечение как двигатель научного прогресса : сборник статей Международной научно-практической конференции, Оренбург, 24 августа 2019 года. Ч. 1. - Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью «Омега Сайнс», 2019. - С. 151-153.
11. Кривоногова А. С. Роль конкурса профессионального мастерства в профессиональной социализации студентов вуза / Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 23-27 ноября 2015 года. - Красноярск: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-инновационный центр», 2016. - С. 179-184.
12. Кирин Я. В., Клюев И. Е. Конкурсы профессионального мастерства в подготовке бакалавров профессионального обучения / Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты : материалы II Международной научно-практической конференции, Воронеж, 23-24 октября 2014 года. - Том 3. - Воронеж: Воронежский центр научно-технической информации, 2014. - С. 112-115.
13. Лапковская С. А. Развитие мотивационно-личностной готовности к профессиональному общению в процессе подготовки к конкурсам профессионального мастерства // Сибирский учитель. - 2020. - № 6 (133). - С. 66-72.
14. Левин А. О. Правовые основы деятельности органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 4. - С. 77-81.
15. Морозов В. В., Виноградов А. А., Купавцев Т. С., Тяпков А. Д. Конкурс профессионального мастерства как средство оценки профессиональных достижений сотрудника // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 225-229. - DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.7.
16. Нежкина Л. Ю., Новолодская Н. С. Деловая игра как средство формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2021. - № 2. - С. 190-202.
17. Репьев А. Г. Деловая игра как активная форма проведения занятий (опыт обучения деятельности участковых уполномоченных полиции) // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2020. - № 1 (80). - С. 84-89.