Жизненная успешность, диспозиционный оптимизм и резилентность молодёжи с различным характером учебно-профессиональной деятельности
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Аннотация: Введение. Статья содержит теоретические и эмпирические данные изучения взаимосвязи компонентов жизненной успешности, диспозиционного оптимизма и резилентности. Актуальность научной проблемы заключается в поиске и обосновании комплекса личностных ресурсов, которые бы позволяли личности наиболее конструктивно жить в современном мире Новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязей таких ресурсов личности, как диспозиционный оптимизм и резилентность с метаресурсом жизненной успешности. Методологическими основаниями метаресурсной концепции жизненной успешности являются принципы регулятивного, субъектного и ресурсного подходов. Жизненная успешность как метаресурс личности является психологическим регулятивом, обеспечивающим рефлексивное соотнесение личностью целей с предполагаемыми и достигнутыми результатами личной активности исходя из собственного ценностно-смыслового пространства и складывающихся социокультурных условий посредством таких компонентов, как рефлексивные механизмы, качества личности и переживания. Цель исследования: изучить выраженность и взаимосвязи жизненной успешности, диспозиционного оптимизма и резилентности как ресурсов, необходимых для конструктивной жизни молодёжи в современном мире (на примере курсантов и студентов образовательных организаций высшего образования). Методы. В исследовании приняли участие 460 респондентов в возрасте от 18 до 23 лет, из них 346 курсантов образовательных организаций МВД России (231 мужчина и 115 женщин) и 114 студентов гражданских университетов (41 мужчина и 73 женщины). Были применены исследовательские методики, направленные на выявление личностных ресурсов: «Жизненная успешность» (Н. А. Деева), «Краткая шкала резилентности (Brief Resilience Scale, BRS)» в адаптации В. И. Марковой, Л. А. Александровой, А. А. Золотаревой; Тест диспозиционного оптимизма (ТДО-П) (LOT-R М. Шейера, Ч. Карвера и М. Бриджеса) в адаптации Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева, Е. Н. Осина. Сбор данных происходил посредством опроса с использованием Google Forms. Результаты. Личностные ресурсы выражены на уровне среднестатистической возрастной нормы, имеют большое количество взаимосвязей и дифференцированы в зависимости от пола и характера учебно-профессиональной деятельности; в выборке курсантов наблюдается наиболее благоприятная картина; мужская студенческая выборка показала наиболее неблагоприятную картину связанную с низкой выраженностью всех показателей, меньшим количеством значимых взаимосвязей между ними и несоответствием реальной картины и субъективной оценки собственной успешности; резилентность и диспозиционный оптимизм не связаны с эмоциональными переживаниями жизненной успешности.

Ключевые слова:
жизненная успешность, диспозиционный оптимизм, резилентность, метаресурсы, личностные ресурсы
Список литературы

1. Александрова Л. А., Золотарева А. А., Маркова В. И. Русскоязычная версия краткой шкалы резилентности: психометрический анализ на примере выборок студентов, многодетных родителей и родителей детей с инвалидностью // Национальный психологический журнал. - 2022. - № 1. - С. 65-75. DOI:https://doi.org/10.11621/npj.2022.0106.

2. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / Принципы системной организации функций. - Москва: Наука, 1973. - С. 5-61.

3. Барышева Е. И. Оптимистический / пессимистический локус отношения как отражение субъективного жизненного пространства личности // Человек. Наука. Социум. - 2021. - № 3 (7). - С. 57-78.

4. Батурин Н. А. Успех и неудача: теория, исследование, практика : монография. - Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2018. - 144 с.

5. Батурина Н. В., Черняева Ю. Е. Отношение успеха, жизненной успешности и личностного благополучия // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2018. - № 4. - Т. 11. - С. 18-23.

6. Валиева Ф. И. Индивидуально-личностные предпосылки резильентного поведения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. - 2016. - № 4. - С. 97-101.

7. Гельфонд М. Л., Мищук О. Н., Мирошина Е. Ю. Успех как ценность: опыт количественного анализа (на материалах Тульской области) // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2020. - № 1. - С. 330-333.

8. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Диагностика диспозиционного оптимизма, валидность и надежность опросника ТДО-П // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2021. - Т. 18. - № 1. - С. 34-55. DOIhttps://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-34-55.

9. Деева Н. А. Методика «Жизненная успешность»: структура и валидизация // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2022. - Т. 19. - № 3. - С. 494-520. DOI:https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-3-494-520.

10. Джидарьян И. А. Оптимизм: проблемы теории и методов изучения // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. - № 1. - С. 25-35.

11. Дробышева К. А. Личностные регуляторы формирования диспозиционного оптимизма спортсменов разной квалификации // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2019. - Т. 21. - С. 93-97.

12. Ерофеева В. Г. Особенности личных нарративов о достижениях в зависимости от настойчивости // Психологические исследования. - 2021. - Т. 14. - № 75 [Электронный ресурс] // Психологические исследования : сайт. - URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/150 (дата обращения: 28.04.2023). DOI:https://doi.org/10.54359/ps.v14i75.150.

13. Жарикова А. В., Александрова А. А. Человеческий капитал как ресурс поддержания устойчивости общества в эпоху турбулентности: трансформация трактовки понятия // Современные вопросы устойчивого развития общества в эпоху трансформационных процессов : сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Москва, 11 ноября 2022 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство АЛЕФ», 2022. - С. 104-108. DOI:https://doi.org/10.34755/IROK.2022.36.83.039.

14. Конопкин О. А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - № 1. - Т. 2. - С. 27-42.

15. Мадди С. Р. Теории личности: сравнительный анализ / пер. с англ. - Санкт-Петербург: Речь, 2002. - 539 с.

16. Марков В. Н. Ресурсный подход к психологической диагностике: основные принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2010. - № (4). - С. 5-10.

17. Моросанова В. И. Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2022. - Т. 15. - № 3. - С. 57-83. DOI:https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-3-57-82.

18. Реан А. А., Ставцев А. А., Кузьмин Р. Г. Сильные стороны личности в модели VIA как медиатор психологического благополучия личности в профессиональной деятельности // Национальный психологический журнал. - 2022. - № 2 (46). - С. 25-34. DOIhttps://doi.org/10.11621/npj.2022.0203.

19. Селиванова О. А., Быстрова Н. В., Дереча И. И., Мамонтова Т. С., Панфилова О. В. Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 3 [Электронный ресурс] // Журнал «Мир науки. Педагогика и психология» : сайт. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN320.pd (дата обращения: 28.04.2023).

20. Филатова О. А., Ушакова А. А. Диспозиционный оптимизм в структуре проактивного совладания (на примере периода ранней взрослости) // Психология развития и образования. - 2022. - № 1. - С. 19-22.

21. Циринг Д., Эвнина К. Вопросы диагностики оптимизма и пессимизма в контексте теории диспозиционного оптимизма // Психологические исследования. - 2013. - № 6 (31) [Электронный ресурс] // Психологические исследования : сайт. - URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/674 (дата обращения: 28.04.2023). DOI:https://doi.org/10.54359/ps.v6i31.674.

22. Шабунова А. А., Доброхлеб В. Г., Медведева Е. И., Крошилин С. В., Сухоцка Л., Шухатович В. Р., Леонидова Г. В., Молчанова Е. В. Успешность современного человека: теоретико-методологические аспекты исследования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2019. - № 6. - Т. 12. - С. 27-50. DOI:https://doi.org/10.15838/esc.2019.6.66.2.

23. Шумкова А. А. Оптимизм в структуре пятифакторной модели черт личности / В. С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Пермь, 15-16 мая 2015 года. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. - С. 39-41.

24. Amoha Bajaj M. S., Caitlin A. Bronson M. S., Matthew Habel B. A., Saif Rahman B. A., Holly R. Weisberg M. A., Richard J. Contrada. Dispositional Optimism and Cardiovascular Reactivity // Accompanying Anger and Sadness in Young Adults, Annals of Behavioral Medicine. - 2019. - № 53 (5). - Р. 466-475. DOI:https://doi.org/10.1093/abm/kay058.

25. Bokhan T. G., Galazhinsky E. V., Leontiev D. A., Rasskazova E. I., Terekhina O. V., Ulyanich A. L., Shabalovskaya M. V., Bogomaz S. A., Vidyakina T. A. Covid-19 and subjective well-being: perceived impact, positive psychological resources and protective behavior // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. - 2021. - Т. 18. - № 2. - P. 259-275. DOI:https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-2-259-275.

26. Carver C. S., Scheier M. F. Optimism. Handbook of Positive psychology. - Oxford University Pres, 2002. - 829 р.

27. Cascio J. A educação em um mundo cada vez mais caótico // Boletim Técnico do Senac. - 2021. - № 47 (1). - Р. 101-105.

28. Duckworth A., Gross J. J. Self-control and grit: related but separable determinants of success // Current Directions in Psychological Science. - 2014. - Vol. 23(5). - Р. 319-325. DOI:https://doi.org/10.1177/0963721414541462.

29. Franceschelli M., Keating A. Imagining the Future in the Neoliberal Era: Young People’s Optimism and Their Faith in Hard Work // YOUNG. - 2018. - № 26 (4). - Р. 1-17. DOIhttps://doi.org/10.1177/1103308817742287.

30. Genc E., Arslan G. Optimism and Dispositional hope to promote college students subjective wellbeing in the context of the COVID-19 pandemic // Journal of Positive School Psychology. - 2021. - Том 5. - № 2. - Р. 87-96. DOIhttps://doi.org/10.47602/jpsp.v5i2.255.

31. Molinero R. Gómez, Zayas A., Ruiz-Gonzalez P., Rocio G. Optimism and resilience among university students // International Journal of Developmental and Educational Psychology. - 2018. - № 1 (1). - Р. 147-154. DOI:https://doi.org/10.17060/ijodaep.2018.n1.v1.1179.

32. Peterson C., Tracy A. Steen. Optimistic explanatory style // In book: Handbook of positive psychology. - Oxford University Press, 2002. - Р. 244-256 DOIhttps://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780195187243.013.0029.

33. Scheier M. F., Carver C. S. Optimism, coping, and health: assessment and implications of generalized outcome expectancies // Health Psychology: Official Journal of the Division of Health Psychology, American Psychological Association. - 1985. - № 4 (3). - Р. 219-247.

34. Seligman Martin E. P. Flourish: A visionary new understanding of happiness and well-being. - New York: NY: Free Press, 2011. - 349 p.

35. Seligman Martin E. P., Abramson L. Y., Semmel A., Von Baeyer C. Depressive attributional style // Journal of Abnormal Psychology. - 1979. - № 88 (3). - Р. 242-247. DOIhttps://doi.org/10.1037/0021-843X.88.3.242.

36. Uribe F.A.R., de Oliveira S.B., Junior A.G. et al. Association between the dispositional optimism and depression in young people: a systematic review and meta-analysis // Psicol. Refl. Crit. - 2021. - № 34 (1) : 37. DOIhttps://doi.org/10.1186/s41155-021-00202-y.

37. Werner E. E., Smith R. S. Vulnerable but invincible. - New York: McGraw-Hill, 1982. - 229 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?