Нормативы специальной профессиональной подготовки сотрудников полиции в обеспечении практико-ориентированного содержания профессиональных образовательных программ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Аннотация: Введение. Комплексом мероприятий по совершенствованию системы подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации поставлена задача реализовывать профессиональные образовательные программы с малой продолжительностью обучения: увеличить набор на обучение по специальности среднего профессионального образования 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» и начать набор на обучение по направлению подготовки высшего образования (бакалавриат) 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка». Программы среднего профессионального образования и прикладного бакалавриата, имеющие практико-ориентированное содержание, должны быть наполнены комплексами профессиональных компетенций, которые можно измерить и оценить. В качестве измеряемых профессиональных компетенций предлагается использовать контрольные задания (нормативы) специальной профессиональной подготовки. Нормативов по специальной профессиональной подготовке (кроме нормативов по физической и огневой подготовке) для сотрудников полиции нет, что определяет актуальность исследования. Методы исследования: диалектический метод научного познания и неразрывно связанные с ним частнонаучные и специальные методы. Результаты. Показана необходимость учёта опыта реализации профессиональных образовательных программ прикладного бакалавриата и среднего профессионального образования Федерального проекта «Профессионалитет». Теоретическим результатом исследования является формулирование определения норматива специальной профессиональной подготовки сотрудников полиции и критерии классификации этих нормативов. Предложена методология обоснования и разработки нормативов. Приведён пример практического использования теоретических и методологических результатов исследования – представлена группа нормативов служебно-боевой подготовки сотрудников полиции и их примерный перечень. Выводы. Использование в образовательном процессе нормативов специальной профессиональной подготовки и разработанных на их основе контрольных заданий позволит обеспечить практико-ориентированное содержание профессиональных образовательных программ. Контрольные задания и нормативы следует разрабатывать на основе изучения наиболее эффективных приёмов и способов действий сотрудников полиции при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Одним из перспективных направлений, обеспечивающих сокращение продолжительности адаптационного периода выпускников образовательных организаций МВД России к служебной деятельности, является реализация профессиональных образовательных программ в сетевой форме при организации образовательно-производственных центров (кластеров) МВД России. Средства оценивания профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций МВД России и средства проверки специальной профессиональной подготовленности сотрудников полиции соответствующих категорий должны быть идентичными. Перспективами дальнейших исследований является разработка контрольных заданий (нормативов) по учебным дисциплинам (модулям), предназначенных для оценки сформированности профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций МВД России, учитывающих направления подготовки, осваиваемых обучающимися профессиональных образовательных программ.

Ключевые слова:
сотрудники полиции, профессиональные образовательные программы, профили подготовки, профессиональные компетенции, контрольные задания и нормативы, классификация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Григорьев А. Н. Использование методологии ситуационного подхода в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов / Ситуационный подход в юридической науке и правоприменительной деятельности : материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 15-летию научной школы криминалистической ситуалогии БФУ имени И. Канта / под ред. Т. С. Волчецкой. - Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта, 2017. - С. 286-289.

2. Мануйлова Н. Б., Мессинева Е. М., Фетисов А. Г. Разработка проверочной схемы для индикаторов освоения универсальных компетенций // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 2. - С. 1-9.

3. Бавсун И. Г., Гусев В. А. Проблемы стандартизации высшего образования в системе подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. - 2019. - № 3 (51). - С. 153-159.

4. Черноиванов А. В., Орлов А. В. Профессиограмма офицера подразделения сил специального назначения войск национальной гвардии России / Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза : материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. - Новосибирск: Издательство: Новосибирский государственный аграрный университет, Инженерный институт, 2019. - Ч. 1. - С. 175-178.

5. Борисова С. Е. Анализ профессионально важных качеств личности сотрудников госавтоинспекции // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014. - № 6 (41). - С. 138-140.

6. Коновалов И. Е., Елисеев С. А., Болтиков Ю. В., Соломахин О. Б. Профессиограмма профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов как основа построения их профессионально-прикладной физической подготовки // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 47-49.

7. Баркалов С. Н. К вопросу о применении профессиограмм в физической подготовке сотрудников органов внутренних дел / Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. - Орёл: Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. - С. 17-20.

8. Москаленко И. С., Венедиктов И. Н., Шаронова А. В. [и др.] Методика совершенствования профессионально важных двигательных качеств будущих специалистов женского пола на основе профессиограммы // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 242-246.

9. Пестова Е. В., Калашникова С. В. Актуальность формирования «hard» и «soft» навыков у обучающихся на занятиях по иностранному языку в вузах МВД России // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4 (89). - С. 73-75.

10. Кадыров Р. М. [и др.] Модели нормативной системы физической подготовки : монография. - Санкт-Петербург : Военный институт физической культуры, 2018. - 196 с.

11. Кадыров Р. М. Теоретические основы разработки нормативных требований для оценки физической подготовленности военнослужащих // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2013. - № 3. - С. 11-15.

12. Кадыров Р. М., Солнцев Д. А., Федотов М. С., Пушков Е. А. Проблемные вопросы современной системы проверки и оценки физической подготовки военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2019. - № 3. - С. 61-63.

13. Астафьев Н. В., Егошин И. В. Разработка нормативов по служебной подготовке для сотрудников органов внутренних дел // Научные труды Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России : сборник статей. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2019. - С. 16-22.

14. Собина В. А., Баранюк В. И. Тактический шлем направленного имитационного воздействия как средство формирования физической готовности курсантов военных вузов к ведению современных боевых действий // Военный академический журнал. - 2022. - № 4(36). - С. 23-27.

15. Астафьев Н. В. Перспективы реализации основных профессиональных образовательных программ в сетевой форме в МВД России / Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы (к 20-летию образования Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя) : сборник научных трудов VI Международной конференции, Москва, 9-10 июня 2022 года. - Москва: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2022. - С. 36-45.

16. Астафьев Н. В. Нормирование способов действий сотрудников органов внутренних дел с применением средств физического принуждения : монография. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2020. - 176 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?