с 01.01.2021 по настоящее время
Россия
УДК 378.147 Методы обучения. Формы преподавания
Введение. В условиях дегуманизации общественной сферы, распада межпоколенных связей, утраты культуросообразных смыслов самореализации в профессиональной деятельности содержание понятия «профессиональная подготовка» требует переосмысления. Осознанию подлежит соотношение её обучающего и воспитывающего компонентов. Следуя логике паспорта научной специальности 5.8.7. «Методология и технология профессионального образования», необходимо совершить «антропологический поворот» профессиональной подготовки, понятийное описание которой сегодня сводится к предельно практикоориентированному процессу «передачи» обучающемуся знаний, умений и навыков, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Гуманитарно-антропологическая методология предлагается автором статьи как основа данного процесса. Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, понятийный анализ, историко-педагогический анализ, герменевтическая процедура. Результаты исследования. Историко-педагогический анализ позволил выявить ценностную константу отечественной культуры понимания труда, профессиональной деятельности. Она состоит в занятии взрослым личностно-профессиональной позиции на основании осознания им неразрывности личностной и социальной значимости собственного труда. Данная традиция была прервана в постперестроечный период, когда возобладал утилитарно-вещный подход к выбору и осуществлению профессиональной деятельности. Это особенно губительно для профессий служения (учителя, врачи, воинство, включая полицию). Гуманитарно-антропологический подход позволяет проектировать профессиональную подготовку как поддержку человеческого потенциала обучающегося путём создания условия для развития его субъектности в образовательной среде событийной профессиональной общности посредством рефлексивных практик. Описана методическая логика конструирования конкретной предметной программы профессиональной подготовки на основе предложенной М. В. Клариным структуры цикла интерактивного обучения.
профессиональная подготовка, образование взрослых, гуманитарно-антропологический подход, личностно-профессиональная позиция, профессии служения, образовательные организации МВД России
1. Беляева А. П. Интегральная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования : монография. - Санкт-Петербург: ИПТО РАО, 2002. - 238 с.
2. Выхованец В. С. Понятийный анализ и понятийное моделирование // Управление большими системами. - 2021. - Выпуск 92. - С. 64-109. DOI: https://doi.org/10.25728/ubs.2021.92.4.
3. Григорьева А. И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы. - Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. - 144 с.
4. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований : монография. - Москва: Издательство РАГС, 1999. - 391 с.
5. Илакавичус М. Р. Антропопрактики в образовательном процессе организаций высшего образования системы МВД России // Преподаватель ХХI век. - 2021. - № 4-1. - С. 79-86.
6. Кларин М. В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта : монография. - Москва: Луч, 2016. - 640 с.
7. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Проблема грамотности в контексте социальных перемен // Человек и образование. - 2006. - № 8-9. - С. 44-49.
8. Остапенко А. А. Стремление к совершенству личности как антропологическая стратегия национально ориентированного образования России // Берегиня. - 2016. - № 2 (29). - С. 189-192.
9. Попов А. А., Аверков М. С., Глухов П. П. Петр Щедровицкий как антрополог: на страницах новой книги // Образовательная политика. - 2019. - № 1-2 (77-78). - С. 130-140.
10. Попов А. А., Ермаков С. В. Дидактика открытого образования : монография. - Москва: Национальный книжный центр, 2019. - 252 с.
11. Россинский А. Г. Духовные ценности православия в русской музыке конца XX века // Духовность современного образования и религия. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - С. 70-74.
12. Слободчиков В. И. Типологический анализ научно-технологических подходов в современном образовании // Известия ВГПУ. - 2010. - № 4. - С. 4-8.
13. Слободчиков В. И., Зверев С. М. Научно-технологические уклады и подходы в профессиональном образовании. Введение в антропологию образования. - Вып. II. - Москва: Спутник+, 2014. - 190 с.
14. Чистякова С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. - 2005. - № 1. - С. 19-26.
15. Щедровицкий П. Г. Введение в философскую и педагогическую антропологию. Работы 1981-1996 годов. - Москва: Политическая энциклопедия, 2018. - 359 с.
16. Батышев С. Я. Подготовка рабочих профессионалов. - Москва: Российская академия образования, 1995. - 246 с.