Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. В условиях дегуманизации общественной сферы, распада межпоколенных связей, утраты культуросообразных смыслов самореализации в профессиональной деятельности содержание понятия «профессиональная подготовка» требует переосмысления. Осознанию подлежит соотношение её обучающего и воспитывающего компонентов. Следуя логике паспорта научной специальности 5.8.7. «Методология и технология профессионального образования», необходимо совершить «антропологический поворот» профессиональной подготовки, понятийное описание которой сегодня сводится к предельно практикоориентированному процессу «передачи» обучающемуся знаний, умений и навыков, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Гуманитарно-антропологическая методология предлагается автором статьи как основа данного процесса. Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, понятийный анализ, историко-педагогический анализ, герменевтическая процедура. Результаты исследования. Историко-педагогический анализ позволил выявить ценностную константу отечественной культуры понимания труда, профессиональной деятельности. Она состоит в занятии взрослым личностно-профессиональной позиции на основании осознания им неразрывности личностной и социальной значимости собственного труда. Данная традиция была прервана в постперестроечный период, когда возобладал утилитарно-вещный подход к выбору и осуществлению профессиональной деятельности. Это особенно губительно для профессий служения (учителя, врачи, воинство, включая полицию). Гуманитарно-антропологический подход позволяет проектировать профессиональную подготовку как поддержку человеческого потенциала обучающегося путём создания условия для развития его субъектности в образовательной среде событийной профессиональной общности посредством рефлексивных практик. Описана методическая логика конструирования конкретной предметной программы профессиональной подготовки на основе предложенной М. В. Клариным структуры цикла интерактивного обучения.

Ключевые слова:
профессиональная подготовка, образование взрослых, гуманитарно-антропологический подход, личностно-профессиональная позиция, профессии служения, образовательные организации МВД России
Список литературы

1. Беляева А. П. Интегральная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования : монография. - Санкт-Петербург: ИПТО РАО, 2002. - 238 с.

2. Выхованец В. С. Понятийный анализ и понятийное моделирование // Управление большими системами. - 2021. - Выпуск 92. - С. 64-109. DOI: https://doi.org/10.25728/ubs.2021.92.4.

3. Григорьева А. И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы. - Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. - 144 с.

4. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований : монография. - Москва: Издательство РАГС, 1999. - 391 с.

5. Илакавичус М. Р. Антропопрактики в образовательном процессе организаций высшего образования системы МВД России // Преподаватель ХХI век. - 2021. - № 4-1. - С. 79-86.

6. Кларин М. В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта : монография. - Москва: Луч, 2016. - 640 с.

7. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Проблема грамотности в контексте социальных перемен // Человек и образование. - 2006. - № 8-9. - С. 44-49.

8. Остапенко А. А. Стремление к совершенству личности как антропологическая стратегия национально ориентированного образования России // Берегиня. - 2016. - № 2 (29). - С. 189-192.

9. Попов А. А., Аверков М. С., Глухов П. П. Петр Щедровицкий как антрополог: на страницах новой книги // Образовательная политика. - 2019. - № 1-2 (77-78). - С. 130-140.

10. Попов А. А., Ермаков С. В. Дидактика открытого образования : монография. - Москва: Национальный книжный центр, 2019. - 252 с.

11. Россинский А. Г. Духовные ценности православия в русской музыке конца XX века // Духовность современного образования и религия. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - С. 70-74.

12. Слободчиков В. И. Типологический анализ научно-технологических подходов в современном образовании // Известия ВГПУ. - 2010. - № 4. - С. 4-8.

13. Слободчиков В. И., Зверев С. М. Научно-технологические уклады и подходы в профессиональном образовании. Введение в антропологию образования. - Вып. II. - Москва: Спутник+, 2014. - 190 с.

14. Чистякова С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. - 2005. - № 1. - С. 19-26.

15. Щедровицкий П. Г. Введение в философскую и педагогическую антропологию. Работы 1981-1996 годов. - Москва: Политическая энциклопедия, 2018. - 359 с.

16. Батышев С. Я. Подготовка рабочих профессионалов. - Москва: Российская академия образования, 1995. - 246 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?