Обучение сотрудников патрульно-постовой службы полиции преодолению речевых провокаций со стороны граждан
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Аннотация: Введение. В статье описывается одна из типичных трудных профессиональных ситуаций, связанная с проверкой документов у гражданина. Подчёркивается нарастание негативного психологического воздействия в адрес личного состава органов внутренних дел и правоохранительной системы. В качестве примера отражения такого воздействия приводятся результаты апробации авторской методики по созданию шаблонов преодоления речевых провокаций со стороны граждан. Методы исследования – теоретический анализ научной литературы и нормативных правовых актов; анкетный опрос; содержательный и частотный анализ; экспертные оценки; самооценка. Результаты. В статье представлены результаты формирующего эксперимента на примере профессиональной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Показано, что разработанная методика создания шаблонов по преодолению речевых провокаций со стороны граждан: а) позволяет отражать негативное психологическое воздействие, оказываемое со стороны граждан; б) может быть отнесена к экспресс-методам обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции; в) повышает состояние психологической защищённости и профессиональной успешности в трудных служебных ситуациях. Научная новизна исследования заключается во введении в круг научных проблем темы психологической защищённости сотрудников патрульно-постовой службы полиции в профессиональных ситуациях, содержащих речевые провокации граждан; и в теоретическом обосновании организационно-методического решения этой проблемы. Практическая значимость исследования заключается в описании и реализации метода экспресс-обучения сотрудников органов внутренних дел по защите от негативного психологического воздействия путём разработки методики создания шаблонов по преодолению речевых провокаций со стороны граждан.

Ключевые слова:
профессиональная адаптация, сотрудники полиции, негативное психологическое воздействие, провокация, речевые шаблоны, экспресс-обучение
Список литературы

1. Борисова С. Е., Зейналов Ф. Н. Коммуникативная провокация агрессивно настроенных блогеров и совершенствование профессиональных действий сотрудников дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения // Психология и право. - 2020. - Т. 10. - № 4. - C. 51-63.; DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100404; EDN: https://elibrary.ru/CEKAAB

2. Васькина Ю. Д., Федотов С. Н. Описательная модель изучения и развития психологической устойчивости личности сотрудника органов внутренних дел // Человеческий капитал. - 2022. - № 11 (167). - С. 204-210.; DOI: https://doi.org/10.25629/HC.2022.11.24; EDN: https://elibrary.ru/NKFPTA

3. Вахнина В. В., Ефимова И. В. Особенности реализации индивидуальных ценностных и смысложизненных ориентаций руководителей ОВД в ходе развивающего консультирования // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2021. - № 2 (85). - С. 134-143.; DOI: https://doi.org/10.24412/1999-6241-2021-2-134-143; EDN: https://elibrary.ru/GFYNZZ

4. Гайнуллина А. В. Формирование конфликтной компетентности сотрудников ОВД в процессе профессиональной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 2. - С. 282-287.; DOI: https://doi.org/10.24411/2073-0454-2019-10119; EDN: https://elibrary.ru/ZKXCPB

5. Зиннуров Ф. К., Марданов Д. Р. Средства реализации контекстного подхода при подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе подготовки и проведения деловых игр // Вестник экономической безопасности. - 2019. - № 4. - С. 400-402.; DOI: https://doi.org/10.24411/2414-3995-2019-10280; EDN: https://elibrary.ru/FOYDLX

6. Кобозев И. Ю., Золотенко В. А. Формирование морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел к негативному информационно-психологическому воздействию / Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел: современные подходы и перспективы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург (14 декабря 2022 года) / Санкт-Петербургский университет МВД России. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. - С. 83-88.; EDN: https://elibrary.ru/UAJFLC

7. Кубышко В. Л., Крук В. М., Федотов А. Ю. Психологическая подготовка: уроки и перспективы в контексте профессионально-личностного развития специалиста // Психология и право. - 2018. - Т. 8. - № 4. - С. 219-235.; DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080419; EDN: https://elibrary.ru/YRXUHB

8. Кубышко В. Л., Крук В. М., Караваев А. Ф., Касперович Ю. Г., Виноградов М. В. Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности ОВД в период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (обзор материалов учебно-методического сбора) // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 2 (73). - С. 5-10.; DOI: https://doi.org/10.24411/1999-6241-2018-12001; EDN: https://elibrary.ru/XTFHGP

9. Линевич В. Л. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в условиях «информационной войны» / Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2022) : материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Ю. А. Шаранова, сост.: И. Ю. Кобозев, А. А. Сарсенова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. - С. 389-392.; EDN: https://elibrary.ru/RTMRSM

10. Мальцева О. А. Особенности обучения сотрудников подразделений ГИБДД основам общения с участниками дорожного движения // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2020. - № 3 (88). - С. 208-211.

11. Мантуров О. С. Обеспечение защиты личного состава от негативного информационно-психологического воздействия: монография. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2022. - 118 с.

12. Нежкина Л. Ю., Новолодская Н. С. Деловая игра как средство формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. - 2021. - № 2. - С. 190-202.; DOI: https://doi.org/10.51955/2312-1327_2021_2_190; EDN: https://elibrary.ru/PTGYOX

13. Ульянина О. А., Дашко М. Н. Ассессмент-центр как эффективная технология оценки уровня сформированности личностной компетентности сотрудников органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 4 (49). - С. 112-119.; DOI: https://doi.org/10.33463/2072-8336.2019.4(49); EDN: https://elibrary.ru/UVVNQH

14. Фиалковская Е. В., Золотова И. В. Гештальт-подход как метод саморегуляции сотрудников ДПС ГИБДД в условиях провоцирующего поведения граждан // Полицейский вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. - 2022. - № 2 (7). - С. 65-70.; EDN: https://elibrary.ru/ENNQGC

15. Чигоряев Е. А., Литвин Д. В., Герасимов И. В. Прогнозирование вероятности оказания сопротивления со стороны правонарушителей при их задержании // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2022. - Т. 27. - № 1 (88). - С. 95-101.; DOI: https://doi.org/10.24412/1999-6241-2022-188-95-101; EDN: https://elibrary.ru/SYFCYH

16. Черненилов В. И. Психологическая устойчивость личного состава органов внутренних дел к деструктивным информационно-психологическим воздействиям // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2016. - № 3 (66). - С. 3-6.; EDN: https://elibrary.ru/WMOXIZ

Войти или Создать
* Забыли пароль?