Характеристика потенциала наставничества в педагогическом сопровождении социализации воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Аннотация: Введение. В последнее десятилетие происходит активное внедрение Целевой модели наставничества в различных образовательных организациях нашей страны. Однако в суворовских военных училищах МВД России единой практики применения наставничества в настоящее время не существует, несмотря на то что наставничество может выступать как способ повышения эффективности педагогического сопровождения социализации воспитанников на самом трудном для них начальном этапе обучения. Изложенное определило цель исследования – охарактеризовать потенциал наставничества в результативном педагогическом сопровождении социализации первокурсников. Методологическая основа и методы исследования. Социально-педагогический, амбивалентный и гуманитарно-антропологический подходы. Методы анализа научно-педагогической и специальной литературы, понятийного анализа, сравнительного анализа. Результаты. Использованные методы исследования позволили выявить сложную структуру потенциала наставничества и охарактеризовать его. В контексте выбранной методологической основы, потенциал представляет собой совокупность возможностей социокультурной среды, взаимодействующих субъектов и способов взаимодействия. Автором последовательно охарактеризован каждый элемент такой совокупности с учётом особенностей процесса педагогического сопрово- ждения социализации воспитанников на начальном этапе обучения. Социокультурная среда училищ представляет собой иерархически выстроенное разновозрастное сообщество и обладает ресурсами, способными помочь суворовцу в адаптации к новым условиям жизни и самоопределении в профессии полицейского как профессии служения. Результативное взаимодействие предполагается посредством двухвекторного наставничества офицером-наставником и наставником-старшекурсником, в котором взрослый занимает педагогическую, а сверстник – субъективную позицию заботы о младшем. Наставничество в сопровождении социализации первокурсников эффективно для гуманитарного взаимообогащения, свободного диалога и сообразного темпа взаимодействия.

Ключевые слова:
наставничество, педагогическое сопровождение, социализация, суворовское военное училище, МВД России, начальный этап обучения
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7.- № 5. - С. 25-36. - DOIhttps://doi.org/10.15293/2226-3365.1705.02.

2. Илакавичус М. Р. Наставничество как практика поддержки личностно-профессионального воспитания молодого сотрудника полиции / Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2022) : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 15 апреля 2022 года / под редакцией Ю. А. Шаранова, сост. И. Ю. Кобозев, А. А. Сарсенова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. - С. 256-259.

3. Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации : монография - Москва: МПГУ, 2016. - 256 с.

4. Ponomarev M. A. Pedagogical support of young army cadets // Педагогический журнал. - 2021. - Vol. 11. - No. 6-1. - P. 512-517. - DOIhttps://doi.org/10.34670/AR.2021.73.13.070.

5. Ахмедова М. Г., Горелова Н. Н. Понятия наставничества и социализации // Социальная политика и социология. - 2013. - № 3-1 (94). - С. 163-168.

6. Митрахович В. А. Потенциал как педагогическая категория // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 9 (33). - С. 16-20.

7. Божинская Т. Л. Педагогический потенциал российской региональной культуры в контексте социально-философских исследований // Теория и практика общественного развития. - 2010. - № 2. - С. 87-94.

8. Гусакова В. О. Педагогический потенциал традиций православной культуры в духовно-нравственном воспитании как научная категория // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 5. - С. 53-58.

9. Позднякова О. М. Актуализация педагогического потенциала культуры в процессе профессионального обучения // Омский научный вестник. - 2008. - № 4 (69). - С. 105-108.

10. Якушкина М. С. Педагогический потенциал культуры как ресурс развития современного социального центра // Научный диалог. - 2015. - № 10 (46). - С. 120-133.

11. Илакавичус М. Р. Взрослый в разновозрастном сообществе неформального образования: постановка научной проблемы : монография / ин-т пед. образования и образования взрослых Рос. акад. образования. - Санкт-Петербург: Лема, 2013. - 89 с.

12. Илакавичус М. Р. Гуманитарно-антропологический подход как основа организации профессионального воспитания представителей профессий служения // Научно-педагогическое обозрение. - 2023. - № 3 (49). - С. 86-93. - DOIhttps://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-3-86-93.

13. Поляков А. Ф. Осуществление ранней профессиональной ориентации на службу в органы внутренних дел на этапе комплектования переменного состава в суворовских военных училищах МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 4 (75). - С. 11-16.

14. Кулинченко А. В. Социально-психологический анализ причин поступления юношей в суворовские военные училища МВД России: история и современность // Правопорядок: история, теория, практика. - 2020. - № 3 (26). - С. 93-97.

15. Остапенко А. А. Круг полноты социальных связей подростка и типы их нарушений // Педагогический журнал Башкортостана. - 2019. - № 1 (80). - С. 39-56.

16. Касатиков А. А., Остапенко А. А. Метки взросления как мера соответствия ступеней онтогенеза человека и иерархических ступеней общества // Воспитательная работа в школе. - 2007. - № 2. - С. 59-64.

17. Антропологический подход в развитии воспитания и социализации детей и молодёжи : монография / под ред. В. К. Рябцева. - Москва: ФГБНУ «ИИДСВ РАО». - 2019. - 487 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?