сотрудник
Рязань, Рязанская область, Россия
сотрудник
Рязань, Рязанская область, Россия
сотрудник с 01.01.2023 по настоящее время
Владимир, Владимирская область, Россия
УДК 37.013.46 Теоретическая педагогика
Введение. Развитие профессионально важных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы возможно на основе сформированных задолго до поступления сотрудника на службу таких качеств, как ответственность и дисциплинированность. Изучению дисциплинированности личности сотрудников УИС как на этапе поступления на службу, так и в процессе осуществления служебной деятельности уделяется недостаточно внимания. Целью статьи является раскрытие значения когнитивного компонента в структуре дисциплинированности личности, который отражает представления индивида о дисциплине, понимание её значения и роли в трудовой деятельности той или иной организации, а также понимание различий между дисциплиной и дисциплинированностью. Методы. В исследовании применялись общенаучные методы исследования, направленные на сбор, анализ, систематизацию и обобщение данных, в частности, анализ литературных источников, непосредственно связанных с исследованием дисциплинированности как свойства личности; для диагностики когнитивного компонента использовались авторская анкета и шкала «Осознанность» в методике «Дисциплинированность» (В. П. Прядеин, Н. В. Воротникова). Результаты. Анализ когнитивного компонента дисциплинированности личности курсантов Академии ФСИН России и Владимирского юридического института ФСИН России с помощью авторской анкеты позволили установить, что для них в целом характерно достаточно близкое к научному понимание дисциплинированности личности. Они признают необходимость дисциплины, а также разделяют внутреннюю, мотивированную дисциплинированность и внешнюю, демонстративную, что согласуется с данными шкалы «Осознанность» методики «Дисциплинированность». Для курсантов более характерно восприятие дисциплины как чего-то преподнесённого, навязанного извне, но не связанного с наличием дисциплинированности как свойства их личности. Исходя из полученных результатов, можно сделать выводы о важности диагностики когнитивного компонента дисциплинированности личности, так как выявленное преобладание в понимании обучающихся значимости внешней дисциплинированности над внутренней следует рассматривать как отрицательный момент, который непременно отразится на их будущей профессиональной деятельности.
дисциплина, дисциплинированность личности, структура дисциплинированности, диагностика, когнитивный компонент
1. Алещенко М. В. Категория дисциплинированности как черты характера военнослужащих // Армия и общество. - 2015. - № 2 (45). - С. 120-123.
2. Большунова Н. Я., Алещенко М. В. Дисциплинированность её структура и типология у военнослужащих (курсантов) войск национальной гвардии Российской Федерации // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 5. - С. 69-82.
3. Булгаков Д. Н. Деятельностный компонент личностно-деятельностного подхода к формированию дисциплинированности курсантов в ведомственных образовательных организациях // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы - 2015. - № 1 (6). - С. 151-155.
4. Галеева Ф. Т. О формировании дисциплинированности студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 6 (73). - С. 48-49.
5. Глебов Ю. А. Психологические особенности развития дисциплинированности у военнослужащих Федеральной службы охраны // Вестник ТГУ. - 2007. - № 9 (53). - С. 65-68.
6. Демин В. М. Факторы, обусловливающие нарушения дисциплины и законности сотрудниками пенитенциарных учреждений. Проблемы профилактики // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 295. - С. 227-229.
7. Демидов О. Г., Михайлова О. Е. Понятие и сущность служебной дисциплины в уголовно-исполнительной системе // Закон и право. - 2021. - № 6. - С. 97−100.
8. Дорфман Л. Я., Дубровский А. В., Андруник А. П., Цариев Е. А., Лядов В. Н. Дуальная модель дисциплины // Филология и культура. - 2017. - № 4 (50). - С. 226-234.
9. Дорфман Л. Я., Дубровский А. В., Андруник А. П., Цариев Е. А., Лядов В. Н. Полисистемный анализ дисциплинированности курсантов военных вузов // Образование и наука. - 2018. - № 20 (9). - С. 75-90.
10. Дорфман Л. Я., Гридюшко Е. А. Структура дисциплинированности курсантов военного вуза внутренних войск МВД // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 3. - С. 87−90.
11. Жданова Н. Е. Дисциплинированность как фактор прогнозирования профессионального будущего педагогов / Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 25-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 07-08 апреля 2020 г. / под науч. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. - Том II. - С. 40-42.
12. Зауторова Э. В. Изучение психологических особенностей сотрудников исправительных учреждений, допускающих нарушения служебной дисциплины // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2020. - № 3. - С. 15-24.
13. Змеева А. С. Особенности личностной беспомощности сотрудников уголовно-исполнительной системы, имеющих нарушения служебной дисциплины // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-7. - С. 1509-1514.
14. Лядов В. Н. О структуре дисциплинированности в отечественной и зарубежной психологии // Армия и общество. - 2014. - № 3 (40). - С. 72-75.
15. Медведицкова Л. В. Дисциплинированность сотрудника органов внутренних дел: содержание и пути формирования в процессе профессиональной подготовки // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 5 (78) - С. 218-220.
16. Побединская Т. В. Понятие и признаки служебной дисциплины сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы // Столыпинский вестник. - 2022. - № 4. - С. 2171-2184.
17. Подольская О. Н., Хорошун К. В., Котлярова Е. А. Функции дисциплинированности как личностно-профессионального качества // Научные труды КубГТУ. - 2016. - № 12. - С. 353-363.
18. Ткаченко Н. С., Гончарова О. П. К вопросу об определении профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы // Заметки учёного. - 2019. - № 7 (41). - С. 126-130.
19. Фоминова А. Н. Психологические аспекты дисциплины в школе // Психология и право. - 2012. - Т. 2. - № 3. - С. 44-54.
20. Шлюбуль Е. Ю., Синельникова Н. А., Романова М. Л., Романов Д. А. Квалиметрическая оценка дисциплинированности студентов вуза // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). - С. 145-150.