аспирант с 01.01.2020 по 01.01.2023
Россия
УДК 378.046.4 Курсы повышения квалификации дипломированных специалистов
Введение. Проблемы, связанные с развитием педагогической системы профессионального образования в образовательных организациях МВД России, актуализированы современным состоянием приемов и методов, направленных на решение задач по борьбе с антиобщественными и криминальными проявлениями, которые являются основополагающими инструментами в правоохранительной деятельности. Многие базовые аспекты педагогической системы профессионального образования (далее – ПСПО) МВД России со временем и под влиянием современного методологического инструментария переосмысливаются и получают новое наполнение в понятийном аппарате. В процессе профессиональной подготовки специалистов МВД России, основанной на процессе замещения неэффективных устаревших методов и приемов, формируются нетрадиционные педагогические технологии. В данной статье рассматривается проблема исследования на основе научных концепций и нормативно-правовой базы целевых установок по формированию личности специалиста. Методы исследования. Автором применялся сравнительный анализ научных работ по данной теме, научно-педагогический анализ состояния нормативно-правовой базы, состояния практики реализации системы образования МВД России, а также использовался принцип научного моделирования. Кроме этого, были реализованы различные варианты анализа (историко-ретроспективный, интерпретативный, контент-анализ). Результаты. Результаты исследования представлены в виде авторской модели педагогической системы профессионального образования образовательных организаций МВД России.
педагогическая система, профессиональное обучение, профессиональная подготовка, гибкое обучение, профессиональное воспитание
1. Горлинский И. В. Новые технологии в педагогический процесс Академии управления МВД России / Сборник статей учебно-методического сбора профессорско-преподавательского и начальствующего состава Академии управления МВД России (сентябрь 1998 г.). – Москва: Академия управления МВД России, 1998. – С. 15–17.
2. Зиннуров Ф. К., Марданов Д. Р. Средства реализации контекстного подхода при подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе подготовки и проведения деловых игр // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 4. – С. 400–402.
3. Конко З. У. Исторические этапы формирования и развития системы профессионального образования в МВД России / Документ в современном обществе: соединяя пространство и время : материалы XIV Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 09–10 апреля 2021 года; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Российский государственный профессионально-педагогический университет. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2021. – С. 240–243.
4. Кожевина М. А. Профессиональное образование в истории российской полиции (1718 – начало 2000-х годов) // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2018. – № 1(68). – 37–45.
5. Морозов А. П. Профессиональная подготовка сотрудников (курсантов и слушателей) в образовательных учреждениях МВД России / XXXV Международные Плехановские чтения: сборник статей участников : в 4 т. РЭУ им. Г. В. Плеханова, 22–24 марта 2022 года. – Москва: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 2022. – Т. 2. – С. 67–72.
6. Мальцева О. А. Особенности формирования профессионально-важных качеств сотрудников для предварительного следствия в ходе профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России / Актуальные проблемы совершенствования производства предварительного следствия в современных условиях развития уголовно-процессуального законодательства: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 7 апреля 2020 г., Москва, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя 2020. – С. 168–172.
7. Морозов А. П. Исторические аспекты становления образовательного процесса в системе НКВД РСФСР / Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2023 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. – С. 237–240.
8. Парахина Е. В. Инновационные подходы в методике обучения курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России / Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки, Иркутск, 10–11 июня 2015 года. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. – С. 216–217.
9. Слободчикова Т. А. Особенности педагогической образовательной системы вузов МВД России // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 1 (155). – С. 238–242.
10. Танаева З. Р., Деккерт Д. В. Развитие профессионального мастерства сотрудников полиции в условиях дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2022. – № 4 (53). – С. 18–28.
11. Торопов В. А. Реализация основных профессиональных образовательных программ в образовательной системе МВД России / Проблемы физкультурного образования в силовых ведомствах (структурах): содержание, направленность, технологии, организация : сборник статей по материалам VIII Международного научного конгресса, Санкт-Петербург, 15–16 декабря 2022 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. – С. 77–80.
12. Федулов Б. А. Особенности реализации компетентностного подхода в образовательных организациях МВД России // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. – 2020. – № 35. – С. 34–37.
13. Фомина А. М. Проблемы формирования профессиональной компетентности научно-педагогического работника системы высшего образования МВД России // Вестник науки. – 2019. – Т. 4. – № 5(14). – С. 415–418.
14. Чернецкий В. А., Кузьмин В. В., Картавцев Д. А., Ефимова А. А. Актуальность проведения практических занятий у слушателей профессиональной подготовки совместно с сотрудниками практических органов внутренних дел // Педагогический журнал. – 2021. – Т. 11. – № 4-1. 332–340.
15. Шустикова М. В. Особенности воспитательной деятельности курсантов МВД России в современном мире // Успехи гуманитарных наук. – 2021. – № 2. – С. 28–31.