Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 378.1 Организация высшего образования. Организация работы высшего учебного заведения
Введение. Актуальность темы исследования определена изменениями в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепившими общие требования к организации воспитания обучающихся. В соответствии с данными изменениями возникла необходимость проведения работы по созданию и утверждению типовой рабочей программы воспитания и типового календарного плана воспитательной работы в образовательных организациях системы МВД России. Методы исследования. Автором был использован комплекс общенаучных методов познания (анализ, синтез, индукция, дедукция). Результаты исследования. Проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих воспитательную работу в образовательных организациях высшего образования. На основе данного анализа и с учетом направленности воспитательной работы в системе МВД России предложена примерная структура и содержание типовой рабочей программы воспитания и типового календарного плана воспитательной работы, изложены правовые, организационные, методологические и методические основы для их разработки. Предложенные методические указания по планированию воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России рекомендуется использовать субъектам образовательного процесса. В статье представлен детализированный перечень мероприятий воспитательной направленности. Выделены модули: патриотическое воспитание, профессиональное воспитание, правовое воспитание, нравственно-этическое воспитание, эстетическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, научно-образовательное воспитание, физическое воспитание, экологическое воспитание. Выделение названных выше модулей обосновано логикой построения воспитательной работы и необходимостью создания воспитательной среды в образовательных организациях системы МВД России, а также требованиями законодательства в сфере образования и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
воспитание, воспитательная работа, типовая рабочая программа, типовой календарный план, образовательные организации, МВД России
1. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Антропологический поворот: восхождение к сложности // Человек как открытая целостность: монография - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Академиздат», 2022. - С. 33-53. - DOIhttps://doi.org/10.24412/cl-36976-2022-1-33-53.
2. Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Развитие личности. - 2008. - № 4. - С. 186-197.
3. Бондаревская Е. В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. - 2012. - № 7. - С. 3-13.
4. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А., Мелкая Л. А., Тихомирова М. А. Критерии оценки эффективности смешанных образовательных технологий, применяемых в вузе // Интеграция образования. - 2023. - Т. 27. - № 1(110). - С. 64-81. - DOIhttps://doi.org/10.15507/1991-9468.110.027.202301.064-081.
5. Выготский Л. С. Психология. - Москва: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1005 с.
6. Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретическое основание преемственности дошкольной и начальной школьной ступени [Электронный ресурс] // Вопросы психологии: сайт. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/1997/971/971003.htm (дата обращения: 20.09.2023).
7. Илакавичус М. Р., Бородавко Л. Т. Гуманитарно-антропологические основы профессионального воспитания новых поколений в образовательных организациях МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2023. - № 1 (99). - С. 176-182.
8. Каган М. С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - Москва: Прогресс-Традиция, 2007. - С. 232-234.
9. Казакевич В. М. Информационно-технологическое моделирование процесса обучения для позиционирования мониторинга системы образования. - Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. - 115 с.
10. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. - Москва: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 656 с.
11. Масленникова В. Ш., Боговарова В. А. Моделирование профессиональной деятельности в учебно-воспитательном процессе как одно из направлений реализации социального партнёрства // Глобальная экономика и образование. - 2021. - Т. 1. - № 1. - С. 79-85.
12. Сластенин В. А., Подымова Л. С., Подымов Н. А. [и др.]. Педагогическое наследие В. А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. - 290 с.
13. Реан А. А., Коновалов И. А., Ставцев А. А. Педагог как субъект воспитания: возможности и риски / Психологические и педагогические проблемы образования в условиях цифровой трансформации и социальных вызовов : сборник статей; под редакцией Н. В. Бордовской, С. Т. Посоховой. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2022. - С. 80-92.
14. Арапова П. И., Борисова М. М., Воропаев М. В. [и др.]. Рекомендации по разработке комплекса мер по преодолению дефицитов в функционировании (поддержке) институтов воспитания и социализации подрастающего поколения в современном мегаполисе. - Москва: Известия института педагогики и психологии образования, 2022. - 128 с.
15. Cергеев С. Ф., Якунин В. А. Психологическая безопасность в образовательной среде // Народное образование. - 2012. - № 6 (1419). - С. 163-169.
16. Сквирский В. Я. О разработке и оценке педагогических концепций // Советская педагогика. - 1988. - № 12. - С. 53-58.
17. Ульянова И. В., Ерофеева М. А. Моделирование воспитательной системы вуза // Воспитание личности в процессе профессиональной социально-педагогической подготовки студентов : коллективная монография / под ред. М. П. Гурьяновой. - Москва: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2019. - С. 140-148.
18. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. - Москва: Фаир-Пресс, 2004. - 574 с.
19. Фишман Л. И., Иванов М. Ю. Содержательные аспекты разработки стратегий и проектов муниципальных органов управления образованием // Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 258-265.