СПб, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 374 Внешкольное общее образование. Самообразование
Введение. В современных сложных социальных и политических условиях цели иноязычной подготовки нуждаются в переосмыслении для решения актуальных образовательных задач. Проведенный анализ традиционных компонентов цели иноязычной подготовки в организациях высшего образования неязыковых вузов позволил выявить дефициты в теории и практике. Установлены основные традиционные векторы исследования в области совершенствования иноязычной подготовки: коммуникативный аспект; интеграция иноязычного и профессионального образования; ознакомление с культурой стран изучаемого языка. Методы. В исследовании использованы теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, классификация, аналогия, включенное наблюдение. Результаты. Образовательный потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык», помимо решения традиционных задач формирования и развития иноязычных и коммуникативных умений и навыков, состоит в возможности его использования для развития универсальных и профессиональных компетенций, а также личностного развития в профессиональной деятельности. Не является исключением иноязычная подготовка будущих сотрудников подразделений по вопросам миграции, практика которой только формируется. Автором предложено обоснование новых, соответствующих современным реалиям, цели и задач иноязычной подготовки как части профессиональной подготовки будущих сотрудников подразделений по вопросам миграции к профессиональной деятельности. Для осуществления таким образом расширенной цели иноязычной подготовки необходим пересмотр ее методологических основ. Обосновывается эффективность применения гуманитарно-антропологического, герменевтического и компетентностно-ориентированного методологических подходов.
иноязычная подготовка, сотрудник миграционной службы, цель профессионального образования, гуманитарно-антропологический подход, герменевтический подход
1. Белозерова Н. В. Образовательная модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции курсантов вузов МЧС России на основе социокультурного подхода // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. – 2015. – № 2 (27). – С. 31–38.
2. Захарченко М. В. Возможности системно-кластерного подхода в формировании иноязычной компетенции бакалавра «Государственное и муниципальное управление» // Образование и общество. – 2019. – № 1 (114). – С. 52–57.
3. Курсевич Д. В. Адаптивная модель развития профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов в сферах информационных технологий и кибернетики / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – Инновации и эксперимент в образовании. – 2019. – № 6 (69). – С. 13–17.
4. Присмотрова О. С. Модель формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции магистрантов по направлению обучения «Фундаментальная информатика и информационные технологии» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6 – С. 382–383.
5. Рудометова Л. Т. Педагогическая модель формирования иноязычной компетентности у студентов, изучающих иностранный язык в техническом вузе // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. – 2011. – № 8. – С. 217–222.
6. Токмакова Ю. В. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов в качестве цели обучения иностранному языку в аграрном вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – Т. 25. – № 185. – С. 107–118.
7. Катекина А. А. Формирование межкультурной иноязычной компетенции будущего специалиста в контексте культурологической парадигмы образования // Казанская наука. – 2015. – № 8. – С. 118–121.
8. Никейцева О. Н. Теоретическое обоснование модели иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов туристической сферы // Modern Humanities Success / Успехи гуманитарных наук. – 2020. – № 5. – С. 22–25.
9. Хитущенко В. В. Педагогическое проектирование и экспертиза электронного учебного курса // Глобальный научный потенциал. – 2019. – № 10 (103). – С. 121–124.
10. Байдикова Т. В. Формирование профессиональной межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции студентов направления подготовки «Агроинженерия» в условиях интегрированного предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – Т. 25. – № 186. – С. 64–76.
11. Багрецова Н. В. Лингвокультурологический подход к обучению языкам для специальных целей (на материале нефтегазового дела) // Вестник Поморского университета, серия: Гуманитарные и социальные науки. – № 5. – 2010. – С. 135–138.
12. Цепилова А. В. Интегрированная иноязычная профессионально-коммуникативная компетентность в составе профессиональной компетентности современного инженера // Вестник ТГПУ. – 2017. – № 1 (178). – С. 87–92.
13. Дворецкая М. А. Формирование креативной компетенции у студентов нелингвистических направлений подготовки на основе технологии мобильного обучения // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 4. – С. 135−138.
14. Королева М. Ю. Профессионально ориентированная иноязычная подготовка курсантов военного вуза на основе компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. Серия 22: Педагогика и психология. – Сборник научных трудов. – Ялта: РИО ГПА, 2016. – Вып. 52. – Ч. 2. – С. 130–136.
15. Муртазина Э. И. Развитие толерантности студентов технического вуза средствами иностранного языка в процессе межкультурной коммуникации // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17. – № 18. – С. 333–338.
16. Абитов Р. Н. О результатах реализации модульной программы как средства интенсификации обучения иностранному языку в строительном вузе // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57-12. – С. 3–10.
17. Бганцева И. В. Когнитивно-систематизирующее развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов нелингвистического вуза : монография. – Волгоград: ВГАФК, 2017. – 199 с.
18. Тарева Е. Г. Межкультурный подход к подготовке современных лингвистов / Межкультурное многоязычное образование как фактор социальных трансформаций: становление и развитие научной школы: сб. науч. статей. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2021. – С. 34–44.
19. Илакавичус М. Р., Бородавко Л. Т. Гуманитарно-антропологические основы профессионального воспитания новых поколений в образовательных организациях МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2023. – № 1 (99). – С. 176–182.
20. Мещерякова Е. И. Интегративные тенденции в подготовке специалистов для органов внутренних дел // Вестник ВИ МВД России. – 2014. – № 4. – С. 93–98.
21. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. – Москва: Логос, 2009. – 336 с.