Рязань, Россия
Москва, Россия
УДК 343.83 Служащие мест лишения свободы. Тюремные работники
УДК 378.1 Организация высшего образования. Организация работы высшего учебного заведения
Введение. В статье рассматриваются методические основы формирования готовности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к реализации функций пробации. Пробационные мероприятия требуют от специалистов особых знаний и навыков, связанных с оценкой риска рецидива, ведением учетно-аналитической работы и взаимодействием с различными социальными институтами. Представлены подходы к подготовке будущих специалистов, включая теоретические и практические аспекты обучения. Обосновывается важность разработки и внедрения психологических программ, направленных на формирование необходимых профессиональных и личностных качеств у будущих специалистов. Методы: анализа, сравнения и моделирования. Рассматривается модель формирования готовности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к выполнению функций пробации. Пробация как институциональная форма контроля и реабилитации правонарушителей требует от специалистов специфических знаний и навыков. Выделяются ключевые компоненты модели и предлагаются механизмы ее реализации в образовательных организациях ФСИН России. Результаты. Формирование готовности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к реализации функций пробации – это приоритетная задача, требующая внимательного подхода к образовательным методам и программам подготовки. В этом контексте авторы выделили несколько ключевых аспектов, которые должны быть достигнуты при подготовке курсантов образовательных организаций ФСИН России (понимание концепции пробации; формирование профессиональных компетенций; разработка методологии обучения; социальная и психологическая подготовка; практическое взаимодействие и т. д.). Данные аспекты помогут повысить качество подготовки будущих сотрудников, что в свою очередь будет способствовать эффективной реализации функций пробации в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
пробация, исправительные учреждения, адаптация, ресоциализация, осужденные, правонарушители, курсанты, образовательная организация
1. Пашукова А. Д., Гаврицкая А. А. Пробация как Система психологической поддержки осужденных после отбывания наказания / Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сборник материалов V Всероссийского симпозиума (с международным участием), посвященного 145-летию уголовно-исполнительной системы и 90-летию Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, 11–12 апреля 2024 г. / под ред. И. В. Черемисовой, Т. П. Скрипкиной, Е. Е. Гавриной. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2024. – С. 320–324.
2. Поздняков В. М. Методолого-теоретические ориентиры в психосоциальном обеспечении пробационной деятельности в России / Преступление, наказание, исправление : сборник тезисов выступлений и докладов участников VI международного пенитенциарного форума (приуроченного к 30-летию со дня принятия Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»), Рязань, 15–17 ноября 2023 г. : в 9 т. – Рязань: Академия ФСИН России, 2023. – Том 2. Материалы пленарного заседания. – С. 111–117.
3. Ковалев О. Г. Актуальные вопросы соблюдения закона при реализации исполнительной пробации учреждениями УИС // Право и управление. – 2024. – № 3. – С. 215–218; https://doi.org/10.24412/2224-9133-2024-3-215-218.
4. Ананьев О. Г. Отдельные вопросы применения Федерального закона от 06.02.2023 года № 10 «О пробации Российской Федерации» // Аграрное и земельное право. – 2023. – № 4 (220). – С. 163–165; https://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_163.
5. Цветкова Н. А. Перспективы применения теории и опыта социально-психологических тренингов Б. Д. Парыгина в системе пробации в России / Проблемы социальной психологии и социальной работы : материалы XVII Всероссийской Парыгинской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 15 апреля 2022 г. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2022. – С. 42–43.
6. Ильиных Н. А. Трансформация ценностных ориентаций тубинфицированных осужденных как средство пенитенциарной пробации // Векторы психолого-педагогических исследований. – 2024. – № 3 (04). – С. 60–69.
7. Сиряков А. Н., Сирякова Е. О., Метлин Д. Г. Пробация, исправление и воспитательная работа с осужденными в свете федерального закона «О пробации в Российской Федерации» // Вопросы российского и международного права. – 2023. – Т. 13, № 11А. – С. 243–249; https://doi.org/10.34670/AR.2024.58.84.028.
8. Пашукова А. Д. Формирование психологической готовности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний к деятельности в исправительных учреждениях // Прикладная юридическая психология. – 2024. – № 2 (67). – С. 102–108; https://doi.org/10.33463/2072-8336.2024.2(67).102-108.
9. Потанин С. П. Быть готовым к стрессу : Психологическая подготовка курсантов военных ВУЗОВ // Вестник военного образования. – 2019. – № 6 (21). – С. 30–32.
10. Танаева З. Р. Общепедагогические принципы подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями // Образование и наука. – 2010. – № 4 (72). – С. 21–30.
11. Бородкина Т. А., Самохвал В. Г. Требования, предъявляемые к профессиональным и психологическим качествам личности сотрудников пенитенциарных учреждений // Территория науки. – 2018. – № 1. – С. 45–50.
12. Додуева О. Ф., Малышева С. Н. Взаимодействие образовательных организаций ФСИН России и женских исправительных учреждений (на примере ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2019. – № 11 (210). – С. 17–25.
13. Колесникова Н. Е. Использование зарубежного опыта подготовки кадров служб пробации для обучения специалистов уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2017. – № 2 (69). – С. 69–73.
14. Наумов А. И. Дидактическое моделирование профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов: сущность, содержание и структурные особенности // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 3 (64). – С. 153–156.
15. Кириллова Т. В. Опыт взаимодействия пенитенциарной системы и общества в постпенитенциарной реабилитации и ресоциализации осужденных // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 145-летию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Пермь, 3–5 апреля 2024 г. / сост. А. И. Согрина. – Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2024. – Т. 1. – С. 51–55.