Калининград, Калининградская область, Россия
Введение: Усиление интегративных процессов в науке привело к переосмыслению назначения межпредметных связей в высшем образовании. Актуальность исследования обусловлена важностью внедрения в образовательный процесс таких межпредметных связей, которые способны поднять качество образования, обеспечить целостность компетентностного подхода к обучению, возможность мобильности и адаптивности в практической деятельности. Соответственно, целью исследования является анализ межпредметных связей риторики с другими дисциплинами, преподаваемыми в вузе, а также способов повышения их эффективности. Методы: В процессе исследования была использована совокупность дополняющих друг друга общенаучных (анализ, обобщение педагогического опыта, классифицирование и др.) и педагогических (сопоставительный анализ педагогических концепций, педагогическое наблюдение за образовательным процессом; описание видов межпредметных связей и др.) методов. Результаты: Сначала автор рассматривает традиционные формы межпредметных связей, с помощью которых устанавливаются интеграционные отношения между учебными дисциплинами для лучшего усвоения обучающимися учебного материала. Из всего многообразия таких связей в вузовской практики особенно актуальными признаются: методологические межпредметные связи, помогающие осознать диалектическую взаимосвязь учебных дисциплин; содержательные межпредметные связи, которые требуют интегративного изложения материала, отражающего достижения всех участвующих в процессе познания наук; операционные межпредметные связи, отвечающие за формирование умений и навыков, имеющих комплексный характер. Далее рассматриваются межпредметные связи, необходимые для формирования сложных компетенций. Предлагается разработать единую программу формирования таких компетенций с точной фиксацией вклада каждой дисциплины в этот процесс. Наконец, в заключение предлагается ряд форм для участия в междисциплинарой работе дисциплин, исключенных из программы обучения юристов.
риторика, методика риторики, коммуникативная компетенция, межпредметные связи, междисциплинарная интеграция, эффективность обучения.