Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Россия
УДК 378.1 Организация высшего образования. Организация работы высшего учебного заведения
Введение. В статье раскрываются положения, направленные на развитие приоритетного профиля подготовки «Деятельность кадровых подразделений и подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел». Авторы приводят историческую справку о развитии ведомственного образования органов внутренних дел и появлении специализации (профилизации) образовательных организаций системы МВД России и анализ научных статей, посвященных данной проблематике. В соответствии с приказом МВД России от 29 августа 2012 г. № 820 «О профилизации образовательных организаций МВД России»1 Санкт-Петербургский университет МВД России наделен функциями учебно-научного центра, деятельность которого направлена на подготовку сотрудников для подразделений по работе с личным составом; оказание методической помощи органам, организациям, подразделениям МВД России в разрешении выявленных проблем, обеспечение их информационно-справочными материалами; на научное обеспечение служебной деятельности. В статье представлен анализ результатов работы университета по реализации приоритетного профиля подготовки за период с 2021 г. по 2024 г. Предметом анализа явились основные профессиональные образовательные программы, программы дополнительного профессионального образования, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемые в университете; методическая работа, проводимая в интересах подразделений по работе с личным составом органов,организаций МВД России; проводимые научно-представительские и организационно-методические мероприятия в рамках реализации приоритетного профиля подготовки в университете. Результатом проведенного анализа являются выводы авторов о факторах, сдерживающих развитие приоритетного профиля подготовки в университете и необходимости преобразования организационной структуры, обеспечивающей реализацию приоритетного профиля подготовки. Цель: поиск путей совершенствования деятельности по развитию приоритетного профиля подготовки «Деятельность кадровых подразделений и подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел». Методы. В процессе исследования применялись методы: формальной логики, анализа нормативных правовых актов, системный, исторический, статистический анализ. Результаты: Полагаем, что описанный в статье опыт реализации приоритетного профиля подготовки «Деятельность кадровых подразделений и подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел» и выявленные противоречия в данном направлении деятельности Санкт-Петербургского университета МВД Росси позволят определить перспективы дальнейшего развития приоритетного профиля подготовки.
подготовка кадров, приоритетный профиль подготовки, подразделения по работе с личным составом, учебно-научный комплекс
1. Амельчаков И. Ф. Главные темы расширенного оперативного совещания // Газета Санкт-Петербургского университета МВД России «На страже закона». – 2024. – № 1 (240). – С. 5-7.
2. Амельчаков И. Ф., Озеров И. Н., Чесовская М. Г., Таранова А. Е. Повышение научного потенциала образовательных организаций МВД России в контексте внедрения системы эффективных контрактов : монография – Белгород: Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И. Д. Путилина, 2018. – 118 с.
3. Богуцкий А. В., Русинова Л. В. Проблемы совершенствования механизма проведения научных исследований по приоритетным профилям подготовки кадров образовательных организаций МВД России // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. – 2019. – № 34. – С. 27–28.
4. Булгаков О. М. Цели и задачи научно-исследовательской лаборатории по реализации приоритетного профиля подготовки университета в структуре науки и образования ведомственных организаций МВД России / Деятельность подразделений по противодействию экстремизму, терроризму и организованной преступности : сборник научных трудов. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2023. – С. 3–8.
5. Важенин В. В. О реализации приоритетных профилей подготовки в вузах МВД России (на примере Краснодарского университета МВД России) / Технологии практико-ориентированного обучения : материалы межвузовской учебно-методической конференции, Омск, 12 февраля 2014 г. / под ред. А. Г. Парадникова, А. В. Шувалова, Т. Ю. Морозовой. – Омск: Омская академия МВД России, 2014. – С. 94–96.
6. Верхоглядов Я. Е. Актуальные направления потенциального повышения качества подготовки обучающихся по приоритетному профилю подготовки «Деятельность участкового уполномоченного полиции» // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. – 2022. – № 38. – С. 126–130.
7. Вишневецкий К. В. Краткая характеристика общих образовательных программ подготовки, реализующих приоритетный профиль университета / Деятельность подразделений по противодействию экстремизму, терроризму и организованной преступности : сборник научных трудов. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2023. – С. 16–24.
8. Войтович А. Х., Воронин А. В., Макаревич Н. М. Издания по обеспечению приоритетного профиля подготовки «Деятельность охранно-конвойных подразделений полиции» / Охранно-конвойная служба МВД России : альманах. – Тюмень : Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2022. – С. 30–33.
9. Галиева Р. Д. Опыт работы кафедры психологии и педагогики в ОВД в реализации приоритетного профиля подготовки слушателей и курсантов Барнаульского юридического института МВД России // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. – 2015. – № 25. – С. 20–23.
10. Гольчевский В. Ф., Зырянов В. С. О реализации приоритетного профиля подготовки «Деятельность экспертно-криминалистических подразделений по производству автотехнической и пожарно-технической экспертиз» в ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России / Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : материалы девятнадцатой всероссийской научно-методической конференции, Иркутск, 5–6 марта 2014 г. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2014. – С. 34–37.
11. Гречаный С. А. Особенности реализации приоритетного профиля подготовки «Деятельность подразделений вневедомственной охраны» в Воронежском институте МВД России // Охрана, безопасность, связь. – 2017. – № 1-1. – С. 100–106.
12. Гришаков А. Г. Реализация приоритетного профиля подготовки в Барнаульском юридическом институте МВД России // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. – 2014. – № 24. – С. 25–28.
13. Харламов С. О., Егоров С. А. Начальный этап реализации приоритетного профиля подготовки сотрудников подразделений по вопросам миграции МВД России // Международный журнал конституционного и государственного права. – 2020. – № 1. – С. 83–86.
14. Нахимов А. П. Реализация приоритетного профиля подготовки «Деятельность подразделений информационных технологий, связи и защиты информации, информационных центров, центров специальной связи» в Воронежском институте МВД России / Информационные технологии, связь и защита информации МВД России – 2016 : сборник статей. – Москва: Информационный мост, 2016. – С. 107–109.
15. Осипенко А. Л. Особенности научной деятельности вуза по реализации приоритетных профилей подготовки специалистов / Развитие ведомственной науки в 21 веке : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Волгоград, 17–18 октября 2013 г. – Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2013. – С. 82–95.
16. Рыдченко К. Д., Скидан А. А. О перспективах научного обеспечения приоритетного профиля подготовки «Противодействие административным правонарушениям и преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий» / Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика : материалы Международной научно-практической конференции, Краснодар, 9 июня 2023 г. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2023. – С. 240–245.
17. Сидорова И. В., Митрофанов А. Е. Омская академия МВД России – учебно-научный центр по реализации приоритетных профилей подготовки подразделений сотрудников уголовного розыска / Совершенствование образовательных программ, планирование и реализация учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВО : материалы межвузовской учебно-методической конференции, Омск, 28 февраля 2017 г. – Омск: Омская академия МВД России, 2017. – С. 10–13.
18. Тингаева Н. В. О взаимодействии практических органов и образовательных организаций системы МВД России, наделенных функциями учебно-научных центров по реализации приоритетных профилей подготовки в соответствии с требованиями приказа МВД России от 29 августа 2012 года № 820 «О профилизации образовательных организаций МВД России» / Передовой опыт и проблемы профилизации учебной, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях системы МВД России : доклады Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 15–16 ноября 2017 г. – Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2018. – С. 229–232.
19. Тингаева Н. В. Проведение на базе образовательных организаций системы МВД России конкурсов «Лучший по профессии» и семинаров-совещаний как способ решения задач, стоящих перед учебно-научными центрами по реализации приоритетных профилей подготовки / Передовой опыт и проблемы профилизации учебной, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях системы МВД России : доклады участников Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 14 ноября 2018 г. – Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2019. – С. 163–168.
20. Тырышкин В. В. Совершенствование деятельности Барнаульского юридического института МВД России по реализации приоритетного профиля подготовки «Деятельность участковых уполномоченных полиции» // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. – 2018. – № 32. – С. 30–34.
21. Ушаков А. Ю. О реализации приоритетного профиля подготовки сотрудников органов внутренних дел «Предварительное следствие по уголовным делам в сфере экономической деятельности» / Передовой опыт и проблемы профилизации учебной, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях системы МВД России : доклады участников Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 14 ноября 2018 г. – Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2019. – С. 199–203.
22. Черных Е. Е. О научном обеспечении приоритетных профилей подготовки Нижегородской академии МВД России / Передовой опыт и проблемы профилизации учебной, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях системы МВД России : сборник статей, Нижний Новгород, 22 ноября 2019 г. – Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2020. – С. 283–288.
23. Шашин Д. Г. Об опыте реализации приоритетного профиля подготовки образовательной организацией // Академическая мысль : сетевое издание. – 2024. – № 3 (28). – С. 67–70; URL: https://а.мвд.рф/nauka/-академическая-мысль-/архив-номеров.
24. Кубышко В. Л. Профессиональная подготовка сотрудников: уроки психологии понимания в контексте 300-летия российской полиции / Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сборник научных трудов II Международной конференции, Москва, 6–7 июня 2018 г. – Москва: Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, 2018. – С. 13–23.
25. Новые вызовы требуют нестандартных ответов / В. В. Путин, А. Н. Шохин, И. А. Вдовин, А. В. Северилов [и др.] // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2024. – № 6. – С. 4–12.
26. Калиниченко И. А. От классического университета через учебно-научно-исследовательский университетский комплекс к метауниверситету. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью Издательство «Юнити-Дана», 2019. – 165 с.