с 01.01.2001 по 01.01.2006
Волгоград, Волгоградская область, Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.85 Криминалистика
Актуальность темы исследования. Статья посвящена исследованию специфики оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступных деяний, посягающих на конституционные права и свободы человека и гражданина. Исследование методов, применяемых в целях раскрытия преступлений данной категории, и иных особенностей проводимых оперативно-розыскных действий, способствует более рациональной работе оперативных аппаратов ОВД в данном направлении. Постановка проблемы. Работа правоохранительных органов по раскрытию преступлений, посягающих на конституционные права и свободы человека и гражданина, помимо процессуальной формы подразумевает использование оперативно-розыскных сил, средств и методов. Особенности их применения являются предметом дискуссий относительно их нормативной регламентации, а также вопросов допустимости гласных и негласных приёмов, технических средств, применения оперативно-значимой информации, допустимости использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовном процессе. Цель и методы исследования. Целью исследования выступает выявление характерных особенностей оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в целях раскрытия преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Методологическая основа данного исследования представлена общенаучным системным методом, эмпирическими методами описания и интерпретации, а также методами правовых исследований. Результаты и ключевые выводы. Преступления, направленные против конституционных прав и свобод человека и гражданина, характеризуются как общественно опасные деяния, тщательно скрываемые от правоохранительных органов. В целях эффективности раскрытия данных преступлений, значительная роль отводится проведению оперативно-розыскных мероприятий, спецификой осуществления которых выступает применение различных технических средств, широкий выбор источников оперативно значимой информации, применение гласных и негласных приёмов и методов. Также в отношении данных преступных деяний имеют место оперативно-розыскные мероприятия, требующие ведомственного санкционирования, что позволяет эффективно выявлять явления и процессы, тщательно скрываемые от общественности.
оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное мероприятие, преступление, конституционные права и свободы, ведомственное санкционирование, оперативно-значимая информация
Введение
Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина закреплены в гл.19 УК РФ1. Особое место в борьбе с данного рода преступными действиями занимает оперативно-розыскная деятельность (ОРД), осуществляемая уполномоченными оперативными подразделениями государственных органов. Реализация ОРД в целях предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, в том числе помещённых в гл. 19 УК РФ, подразумевает проведение различных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).
Виды и порядок проведения ОРМ регламентируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ2.
Реализация ОРМ призвана обеспечить эффективность расследования. Так, «общество и государство не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему законных оперативно-розыскных мероприятий, но и обязали своих представителей (оперативников и др.) осуществлять такого рода деятельность» [1, с. 171].
Наряду с этим анализ существующих научных публикаций позволил сделать вывод, что особенности проведения ОРМ при раскрытии и расследовании преступлений рассматриваемого вида остаётся недостаточно освещённым. Таким образом, вопрос выявления и анализа особенностей оперативно-розыскных мероприятий, направленных на добывание информации, выявление признаков преступной деятельности, тщательно скрываемых преступлений, посягающих на конституционные права и свободы человека и гражданина, ответственность за которые предусмотрена гл. 19 УК РФ, представляется актуальным на современном этапе.
Описание исследования
Преступления, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина, характеризуются как общественно опасные деяния, направленные на нанесение значительного вреда регламентированным в Конституции РФ правам и свободам граждан нашей страны. В целом «сама по себе направленность общественно опасного деяния на общепризнанные, фундаментальные, неотъемлемые права человека представляет собой достаточное основание для признания подобного деяния преступным» [2, с. 101].
Составы преступлений, закреплённых гл. 19 УК РФ, в основном носят формальный характер, так как причиняемый такими действиями вред не может иметь конкретного измерения, достаточно самого факта нарушения прав. Причинение вреда жизни или здоровью граждан либо причинение им крупного ущерба предполагается при совершении трёх видов преступлений – по ст. 143, ст. 146, ст. 147 УК РФ [3].
Особенности реализации ОРМ в отношении расследования преступлений, предусмотренных гл. 19 УК РФ, являются предметом дискуссий относительно их нормативной регламентации, вопросов допустимости применения гласных и негласных средств и методов, допустимости технических средств, а также использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовном процессе. В отношении раскрытия данных преступных деяний ОРМ по своей сущности «имеют разведывательно-поисковый характер, т. е. напрямую связаны с проникновением в замыслы потенциальных виновных» [4, с. 15].
В целом «оперативно-розыскное мероприятие можно представить в виде совокупности поисковых, розыскных и тактических действий, которые осуществляются оперативными аппаратами по сбору значимой для расследования преступных деяний информации» [5, с. 74].
ОРМ, направленные на раскрытие преступлений, предусмотренных гл. 19 УК РФ, эффективно обеспечивают возможность выявлять события, явления и процессы, тщательно скрываемые от общественности. Главным образом такая эффективность обеспечивается за счёт применения как гласных, так и негласных средств и методов. Гласные методы проводимых оперативно-розыскных действий вызывают необходимость бесперебойного взаимодействия должностных лиц оперативных аппаратов со следователями.
В процессе расследования данных противоправных деяний зачастую применяются такие гласные методы, как опрос, исследование предметов и документов, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и др. Применение негласных методов обеспечивает возможность с наибольшей результативностью обнаруживать скрытые правонарушения, проводить профилактические мероприятия и заблаговременно предупреждать совершение преступления. Эффективность применения негласных средств и методов уже давно подтверждена многочисленными результатами – многие задачи ОРД объективно не могут быть решены только гласными мероприятиями.
Как отмечает А. Н. Халиков, одним из характерных признаков ОРМ выступает «осуществление оперативно-розыскных мероприятий посредством применения по большей части негласных методов и средств в их комплексе с гласными» [6, с. 125].
Исследуя понятие оперативно-розыскного мероприятия, В. И. Брылев и Е. В. Хренков также относят данное понятие к реализации преимущественно негласной деятельности, определяя ОРМ как систему действий, реализуемых негласно посредством специальных субъектов ОРД согласно законодательным и подзаконным актам [7].
На практике при раскрытии преступлений, предусмотренных гл. 19 УК РФ, если это является необходимым для достижения целей ОРД, не исключаются случаи вмешательства в семейные, бытовые и иные отношения, в том числе и проникновение в личные тайны. В этом случае ОРМ, реализуемые как гласными, так и негласными средствами, не подразумевают нарушение прав, так как преступная деятельность не составляет сферу личной жизни гражданина, сведения о которой нельзя использовать.
Многие ОРМ, проводимые в целях раскрытия исследуемой категории преступлений, являются секретными, то есть большинство действий проходит в замаскированной форме, зачастую применяется фактор внезапности. Всё это существенно способствует раскрытию преступлений, тщательно скрываемых от общественности. Однако нельзя не отметить то обстоятельство, что в науке уголовно-процессуального права важное место всегда было отведено проблеме легализации информации, полученной в процессе применения негласных методов, и последующего её использования на стадии досудебного следствия. Так, А. В. Колесников отмечает, что «данная проблема особо остро стоит при выявлении и расследовании преступлений против личности, совершённых в условиях неочевидности в связи с некоторыми особенностями самих условий совершения преступлений указанной категории дел (невозможности на первоначальном этапе расследования квалифицировать указанный вид преступного деяния, отсутствии информации о лице, его совершившем, при одновременном отсутствии очевидцев преступления или их нежелании давать свидетельские показания и т. п.)» [6, с. 83].
Следующей особенностью ОРМ, реализуемых в целях предупреждения и раскрытия преступлений, посягающих на конституционные права человека и гражданина, является широкое применение различных технических средств (видео- и аудиозапись, фотосъёмка и др.). Значительная роль отводится видеозаписи, которая является одним из самых эффективных средств фиксации преступных действий. Это характерно, к примеру, для правонарушений по ст. 139 УК РФ «Нарушение неприкосновенности жилища» или по ст. 142 УК РФ «Фальсификация избирательных документов, документов референдума» (в том числе ст. ст. 1421–1422).
Важным достоинством видеозаписи выступает то, что с её помощью доступна регистрация не только звуковой информации, но и зрительной в целях анализа эмоционально-психологического состояния субъектов процессуального разбирательства. В конечном счёте, результат в процессе раскрытия данных преступлений достигается путём воспроизведения полученных материалов видеозаписи при производстве предварительного следствия или судебного разбирательства.
Кроме этого, с применением оперативно-технических средств проводится такое оперативное действие, как прослушивание телефонных переговоров. Однако следует иметь в виду, что согласно ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, «прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях»3.
Исследуя вопросы относительно использования в досудебном производстве результатов применения технических средств в оперативно-розыскной деятельности ОВД, В. И. Диденко и Д. Н. Рудов отмечают, что значимые для следствия сведения, полученные в ходе негласной аудио- и видеозаписи, могут стать доказательствами, если они приобретут форму одного из существующих видов доказательств [9]. Таким образом, в первую очередь успех реализации подобного рода оперативно-розыскных действий зависит прежде всего от достоверности и оценки собранных сведений.
Наряду с этим особенностью ОРМ в раскрытии преступлений, закрепленных гл. 19 УК РФ, является широкий выбор источников оперативно-значимой информации.
В процессе расследования преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина органы следствия могут получать информацию из разных источников с помощью большого количества средств и методов. Нередко необходимая информация поступает не в органы, осуществляющие предварительное расследование, а непосредственно прокурору, обязанному провести её проверку и принять решение о направлении материалов в органы следствия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела [10].
На практике расследования преступлений, предусмотренных гл. 19 УК РФ, при сборе необходимых сведений случаются разные нестандартные ситуации, когда данные поступили из источников, на первый взгляд, не совсем привычных. Тем не менее при проверке именно такие источники могут оказаться наиболее значимыми для следствия. В большинстве случаев в качестве таких источников выступают осведомлённый человек, разговор, элементы данных электронных банков или электронные системы обработки информации.
Наряду с этим носителями важных сведений сегодня выступает интернет, в том числе средства проводной и беспроводной связи. Например, источниками информации при раскрытии преступления по ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав» могут быть: заявление автора, правообладателя, а также его законного представителя; сведения средств массовой информации; информация от потребителя о ненадлежащем качестве продукции, которая, по его мнению, нарушает чьи-либо авторские права (например, печатная продукция); информация от детективных агентств; сведения из Министерства культуры и др.
Источниками информации при раскрытии преступных действий по ст. 142 УК РФ «Фальсификация избирательных документов, документов референдума» являются: данные камер видеонаблюдения, бюллетени, удостоверение на право голосования, список избирателей или участников референдума, избирательные документы или документы референдума, имеющие юридическое значение, и др.
Основанием для проведения ОРМ при раскрытии преступления по ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни» являются сведения, полученные главным образом из интернета, СМИ, личных средств связи, а также информация с электронных носителей.
Кроме того, важно отметить, что широкий выбор источников возможен к применению в целях не только раскрытия, но и пресечения данного рода преступности путём наблюдения, отслеживания, контроля воздействия и в целом управления криминальной ситуацией. Большая часть рассматриваемых преступлений совершается с использованием выраженного мотива, то есть правонарушитель заранее обдумывает и планирует преступление. Например, с целью нарушения неприкосновенности частной жизни преступник может применить специальные знания в сфере технологий и удалённо получить незаконно с цифровых носителей информацию, составляющую личную или семейную тайну, принадлежащую третьему лицу.
Источники оперативно значимой информации могут быть открытыми (общедоступными) и закрытыми (конфиденциальными, тайными). Как правило, большинство преступных действий, направленных против конституционных прав и свобод граждан, раскрываются с помощью сведений из закрытых источников: баз данных, голосовых сообщении, скрытых камер, различных сведений из материалов для служебного пользования и др.
Наряду с вышеперечисленными особенностями важно отметить ещё одно обстоятельство. В отношении раскрытия рассматриваемых преступлений имеют место ОРМ, требующие ведомственного санкционирования. К мероприятиям ведомственного санкционирования можно отнести такие оперативно-розыскные мероприятия, как наблюдение, оперативное внедрение, проверочная закупка, контролируемая поставка и оперативный эксперимент.
Наблюдение может проводиться визуально и в электронном формате. Данный метод позволяет эффективно и своевременно выявлять скрытые правонарушения, проводить профилактические мероприятия и заблаговременно предупреждать совершение преступления. Также наблюдение может быть реализовано в превентивных целях для выявления лиц, участвующих в преступном общении, их контактов и содержания их разговоров, а также в целях выявления и последующего задержания лица «с поличным» в момент совершения преступного действия.
Метод оперативного внедрения, заключающийся во введении доверенного лица (конфидента) в преступную среду с целью оценки ситуации и преступных намерений, широко применяется в расследовании преступных действий против трудовых и политических прав.
С помощью метода проверочной закупки расследуется ряд преступлений по ст. 1381 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Кроме того, нередко в данном расследовании проведение проверочной закупки реализуется неоднократно в зависимости от обстоятельств преступления.
Преступления, направленные против конституционных прав и свобод человека и гражданина, в целом характеризуются общими признаками, такими как уголовная противоправность, общественная опасность, виновность, наказуемость. Тем не менее особенности расследования данных преступных действий наполняет указанные признаки особым содержанием.
Заключение
Преступления, закреплённые гл. 19 УК РФ, представляют собой общественно опасные деяния, посягающие на права и свободы граждан, закреплённые в Конституции РФ. Каждое из преступлений посягает на общественные отношения, которые обеспечивают и гарантируют реализацию гражданами своих прав и свобод.
Одной из особенностей ОРМ, направленных на раскрытие преступлений по гл. 19 УК РФ, является то, что в отношении данных преступных деяний имеют место оперативно-розыскные мероприятия, требующие ведомственного санкционирования: наблюдение, оперативное внедрение, проверочная закупка, контролируемая поставка и оперативный эксперимент. При этом мероприятия могут проводиться гласными и негласными методами. В отношении рассматриваемой группы преступлений применение негласных методов более эффективно (негласное обследование, наблюдение, прослушивание и др.).
Реализуемые ОРМ, направленные на борьбу с преступлениями против конституционных прав и свобод граждан, обладают возможностью применения различного рода технических средств и использования большого количества источников значимой для следствия информации, особенно тайных сведений, зачастую представляющих основу расследования.
В целом эффективность оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина предполагает наличие оперативно-розыскного обеспечения (сопровождения), призванного решить стоящие перед ним специфические задачи. В ходе расследования преступных действий важным является факт наличия эффективного взаимодействия между субъектами расследования.
1. Кондратьев М. В., Драпезо Р. Г. Об актуальности оперативно-розыскной деятельности на современном этапе развития государства // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - Т.2. - № 2 (62). - С.171-176.
2. Курсаев А. В. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина в системе Особенной части УК РФ // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2017. - № 3 (39). - С. 100-105.
3. Туманов А. А., Капелько Т. В. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Конспект лекций по дисциплине: «Уголовное право», для студентов, магистрантов, аспирантов по направлению и специальности «Юриспруденция» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 40. - С. 66-70.
4. Васякин В. В. Преступления по главе 19 Уголовного кодекса Российской Федерации: особенности преступлений против конституционных прав и свобод // Наука. Общество. Государство. - 2018. - Т. 6. - № 1 (21). - С. 73-79.
5. Бородин Д. Г. К вопросу о понятии «оперативно-розыскное мероприятие» // Вестник магистратуры. - 2019. - № 10-3 (97). - С. 73-75.
6. Брылев В. И., Хренков Е. В. Понятие оперативно-розыскного мероприятия // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-4. - С. 912-915.
7. Колесников А. В. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при выявлении и расследовании преступлений против личности // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия «Юридические науки». - 2016. - № 1. - С. 79-92.
8. Горбанёв В. М. Закономерности осуществления оперативно-розыскной деятельности // Учёные записки Казанского юридического института МВД России. - 2020. - Т 5. - № 2 (10). - С. 117-121.
9. Земляченко В. В. Технические особенности применения современных систем видеонаблюдения сотрудниками органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2020. - № 3. - С. 61-68.
10. Диденко В. И., Рудов Д. Н. Использование в досудебном производстве результатов применения технических средств в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 4. - С. 21-24.