ВОСПРИЯТИЕ ВАНДАЛЬНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ МОЛОДЕЖЬЮ: ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ЭТАП
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Необходимость противодействия вандализму вызвана экономическими, социальными, культурными убытками и потерями. Неэффективность существующих профилактических программ побуждает к научным исследованиям причин вандального поведения и механизмов его регуляции. В статье представлено исследование субъективной стороны вандализма – восприятия молодежью вандальных поражений городской среды. Предполагая, что отношение молодежи к вандальному поведению может проявляться еще на этапе его перцепции, исследование данного этапа рассматривается нами важным для раскрытия установочных и регулятивных компонент вандализма. Целью исследования является изучение особенностей восприятия вандализма молодежью путем выявления когнитивных, эмоциональных, ценностно-смысловых, установочных и зрительно-моторных компонент перцептивного акта. Исследовательские задачи: 1) выявление субъективно значимых форм вандализма; 2) рутинные формы вандализма; 3) влияние ролевой ориентировочной позиции на восприятие вандализма; 4) влияние опыта вандального поведения на зрительно-моторные характеристики восприятия вандальных стимулов. Методология, методы и методики. Методологической основой исследования выступает феноменологический подход к социально-средовым исследованиям городской среды. Его применение позволяет объяснять результаты исследования субъективной позицией городской молодежи, сформированной по отношению к вандальным поражениям и проявляющейся в ходе эксперимента в оценке, отношении и ориентировки как реакции на изображения городских вандальных разрушений. Методом исследования является эксперимент. В ходе эксперимента обследуемому индивидуально предъявляются стимулы, изучаются его зрительно-моторные реакции и сопровождающие их изменения глазного аппарата. Методом сбора информации выступают самоотчет, изучающий психоэмоциональное состояние, отношение и понимание вандальных поражений, айтрекер Tobii Pro Spectrum, измеряющий глазодвигательные реакции на предъявляемые стимулы. Метод обработки результатов: дескриптивная статистика, U-критерий Мана-Уитни. Стимульным материалом выступают 10 изображений вандально-пораженной городской среды. Выборка исследования включает 103 человека от 19 до 24 лет с пропорциональным соотношением мужчин и женщин. Процедура исследования. Выборка была разделена на 8 фокус-групп, длительностью 1 час 40 минут. Исследование на айтрекере проводилось с группой 11 человек (72,2 % – девушки). Результаты. 1) субъективно-значимыми формами вандализма являются граффити, замусоривание и уничтожение собственности; 2) рутинными формами вандализма являются поражения досуговых, внутридомовых и придворовых пространств; 3) ролевые позиции Я-вандал и Я-зритель различаются в оценках допустимости вандальных действий и их значимости; 4) ранее приобретенный опыт вандальных действий влияет на зрительно-моторные характеристики восприятия вандальных поражений. Научная новизна. Выявленные факты расширяют представление о восприятии вандальных действий, показывая, что ролевая ориентировочная позиция влияет на оценку вандальных повреждений, опыт вандальных действий предопределяет ориентировку и оценку вандальных поражений. Практическая значимость. Разработанная процедура исследования восприятия вандальных поражений городской среды позволяет собирать информацию о глазодвигательных реакциях, может применяться для проведения аналогичных исследований.

Ключевые слова:
вандализм, восприятие вандализма, оценка вандальных действий, городская среда, айтрекинг
Список литературы

1. Ceccato, V., Haining, R. (2004). Crime in Border Regions: The Scandinavian Case of Öresund, 1998-2001. Annals of the Association of American Geographers 94(4), 807-826.

2. Clark, R. (2008). How to control litter in recreation areas. Annual Review of Psychology, (77), 112-122.

3. Cohen, S. (1973). Destruction of property: Motives and meanings. Vandalism, 23-53.

4. DeShay, R. A., Vasquez, A. G., Vieraitis, L. M. (2020). You Gotta Have a Plan so You Won’t Get Caught. Managing the Risks of Street Tagging. Deviant Behavior, 1-18. doihttps://doi.org/10.1080/01639625.2020.1722339.

5. Francuz, P., Zaniewski, I., Augustynowicz, P., Kopiś, N., Jankowski, T. (2018). Eye Movement Correlates of Expertise in Visual Arts. Frontiers in human neuroscience (12), 87.

6. Fraser, A., Matthews, D. (2019). Towards a criminology of atmospheres: Law, affect and the codes of the street. Criminology & Criminal Justice. 174889581987485. doihttps://doi.org/10.1177/1748895819874853.

7. Häfele, J. (2013). Die Stadt, das Fremde und die Furcht von Kriminalität. Wiesbaden: Springer VS.

8. Halsey, M., Young, A. (2006). Our desires are ungovernable. Theoretical Criminology 10(3), 275-306. doihttps://doi.org/10.1177/1362480606065908.

9. Hinkle, J. C., Yang, S. (2014). A new look into broken windows: What shapes individuals’ perceptions of social disorder. Journal of Criminal Justice, (42), 26-35.

10. Hinterlehner, H., Hummelsheim-Doss, D., Sessar, K. (б.д.). Kriminalitätsfurcht. Über die Angst der Bürger vor dem Verbrechen. Baden-Baden: Nomos.

11. Hirtenlehner, H., Leitgöb, H., Stiebellehner, K., Birklbauer, A., Bacher, J. (2019). Vandalismus und Sachbeschädigungsdelinquenz von Kindern und Jugendlichen. Zeitschrift fuer Jugendkriminalrecht und Jugendhilfe, (2), 120-132.

12. Kindynis, T. (2017). Bomb Alert: Graffiti Writing and Urban Space in London. The British Journal of Criminology 58 (3), 511-528. doihttps://doi.org/10.1093/bjc/azx040.

13. Melcher, D., Bacci, F. (2013). Perception of emotion in abstract artworks: a multidisciplinary approach. Progress in Brain Research, (20), 191-216.

14. Mushtaha, E. (2016). The Effect on Vandalism of Perception Factors Related to Housing Design, Case of U. A. E Cities. Journal of Asian Architecture and Building Engi-neering 15 (2), 247-254.

15. Oberwittler, D., Janssen, H., Gerstner, D. (2017). Unordnung und Unsicherheit in großstädtischen Wohngebieten - Die Überschätze Rolle von „Broken Windows“ und die Herausforderungen ethnischer Diversität. Soziale Probleme, (28), 18.

16. Pavlova, N. V., Pavlov, Y. G. & Zlokazov, K. V. (2018). Visual perception of urban vandalism. International Journal of Psychophysiology, 131, 121. doihttps://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2018.07.328.

17. Quiroga, R. Q., Pedreira, C. (2011). How do we see art: an eye-tracker study. Frontiers in human neuroscience, (5), 98.

18. Schneider, M. (2002). Vandalismus. Erscheinungsformen, Ursachen und Prävention zerstörerischen Verhaltens sowie Auswirkungen des Vandalismus auf die Entstehung krimineller Milieus. Aachen: Schneider.

19. Simpson, A., Thomas, N. A. (2018). Neuroticism, schizotypy, and scale anchors influence eye movement behaviour in the visual exploration of abstract art: An exploratory study. Acta Psychologia 18 (3), 85-98.

20. Vorobyeva, I. V., Kruzhkova, O. V., Krivoshchekova, M. S. (2015). The genesis of vandalism: From childhood to adolescence. Psychology in Russia: State of the Art 8 (1), 139-156.

21. Westover, T. N. (1985). Perceptions of crime and safety in three midwestern parks. The Professional Geographer 37(4), 410-420.

22. Wilson, J., Kelling, G. (1982). The Police and Neighborhood Safety: Broken Windows. The Atlantic Monthly, 29-38.

23. Абрамова, Ю. (1995). Психология среды: источники и направления развития. Вопросы психологии, (2), 130-137.

24. Барабанщиков, В. А., Жегалло, А. В. (2013). Регистрация и анализ направленности взора человека. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН».

25. Барабанщиков, В. А., Жегалло, А. В. (2014). Айтрекинг: Методы регистрации движений глаз в психологических исследованиях и практике: учебное пособие. Москва: Когито-центр.

26. Волкова, Е. Н., Митицина, Е. А. (2020). Обзор психологических исследований вандализма детей и подростков как основа проектирования программ профилактики в образовательной сред. Вестник Мининского университета 3 (32), 6.

27. Воробьева, И. (2019). Вандализм в городской среде как маркер небезопасности территории. Вестник Омского университета. Серия: Психология, 4, 5-10.

28. Воробьева, И. В. (2018). Вандализм в городской среде: девиация или коммуникация. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т.

29. Воробьева, И. В., Кружкова, О. В. (2012). Психология городской среды. Екатеринбург: РГППУ.

30. Краснов, В. С., Коробкин, Н. Э. (23-25 ноябрь 2017 г.). Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы VII Всероссийской конференции с международным участием. Сравнительный анализ технических и функциональных характеристик айтрекеров. Курск, Россия.

31. Мерло-Понти, М. (1999). Феноменология восприятия. Санкт-Петербург: Ювента.

32. Павлов, В. (2017). Вопросы ответственности за вандализм в зарубежном уголовном законодательстве. Вестник Санкт-Петербургской юридической академии, 4 (37), 85-90.

33. Фазылзянова, Г. И., Балалов, В. В. (2014). Айтрекинг: когнитивные технологии в визуальной культуре. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, 16(2), 628-633.


Войти или Создать
* Забыли пароль?