ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ РОССИИ И ИНДОНЕЗИИ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен сравнительный анализ исследования критического мышления девиантных подростков из России и Индонезии. Приводится анализ представлений о понятии «критическое мышление», его особенностях, сравнение точек зрения на его происхождение и аспекты в отечественной и зарубежной психологии. В исследовании приняли участие 80 подростков, по 40 человек из каждой страны. По экспертной оценке учителей школьников относили к асоциальному виду девиантного поведения по Е. В. Змановской. Использованы следующие методики: тест повседневных умозаключений (Test of Everyday Reasoning (TER)), тест самооценки Дембо-Рубинштейн, культурно-свободный тест интеллекта Кеттелла. В анализе причин различий рассматриваются культурно-исторические факторы, особенности построения образовательных программ, психологические аспекты личности детей. Исследование показало, что имеется значимая связь степени выраженности самооценки учащихся из России и Индонезии и показателями критического мышления и IQ. На наш взгляд, ведущим фактором формирования критического мышления является правильно выстроенная в процессе обучения таксономия задач, а также особым образом организованный процесс обучения, включающий в основном интерактивные формы работы.

Ключевые слова:
критическое мышление, самооценка, уровень интеллекта, психолого-педагогическое исследование, девиантные подростки, Россия, Индонезия
Список литературы

1. Болотов, В., Спиро Д. (1995). Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы. Директор школы, 95(1), 67-73.

2. Варлакова, М. Л. (2012). Развитие критического мышления на уроках физики. Омский научный вестник, 2(106), 243-245.

3. Вилькеев, Д. (1997). Педагогическое мышление и его формирование у студентов. Казань: Казанский педагогический университет.

4. Росалина, Т. (2016). Критическое мышление: литературный обзор. В Вопросы образования: история, теория, практика: сборник научных статей в 2-х частях (ч. 1, стр. 5-12). Екатеринбург: УрГПУ.

5. Сидоров, К. Р. (2013). Методика Дембо-Рубинштейн и ее модификация. Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 1, 40-42.

6. Смирнов, А. А. (1987). Избранные психологические труды: В 2 х т. Москва: Педагогика.

7. Теплов, Б. М. (1985). Избранные труды: в 2 т. Т.2. Москва: Педагогика.

8. Хачумян, Т. И. (2003). Понятие «критическое мышление» и его сущность в психолого-педагогической науке. Теоретические вопросы культуры, образования и воспитания, Т. 2, 171-177.

9. Ямщикова, Л. Критическое мышление как вид мыслительной деятельности. Режим доступа: http://spc.ks.ua/file_download/42

10. Bandura, A., & Cervone, D. (1983). Self-evaluative and self-efficacy mechanisms governing the motivational effects of goal systems. Journal of personality and social psychology, 45, 1017-1028.

11. Davies, M. (2015). A model of critical thinking in higher education. In Michael B. Paulsen (Ed.), Higher education: Handbook of theory and research (pp. 41-92). Springer, Cham.

12. Elder L., & Paul R. (2013). 30 Days to Better Thinking and Better Living Through Critical Thinking: A Guide for Improving Every Aspect of Your Life. Pearson Education.

13. Ennis, R. H. (1987). A Taxonomy of Critical Thinking Dispositions and Abilities. In J. B. Baron, & R. J. Sternberg (Eds.), Teaching Thinking Skills: Theory and Practice (pp. 9-26). New York: Freeman.

14. Ennis, R. H. (1993). Critical Thinking Assessment. Theory into Practice, 32(3), 179-186. https://doi.org/10.1080/00405849309543594

15. Facione, P. A., Giancarlo, C. A., Facione, N. C., & Gainen, J., (1995). The disposition toward critical thinking. The Journal of General Education, 44(1), 1-25.

16. Facione, P. A. (1990). Critical thinking: A statement of expert consensus for purposes of educational assessment and instruction (The Delphi Report). Millbrae, CA: California Academic Press.

17. Fasko, D. Jr. (1994). Critical thinking and Moral Reasoning; Can you have one without the other? In Paper presented at the Annual Meeting of the Mid-South Educational Research Association. Nashville.

18. Hanson, S. (2015). Learning legal skills and reasoning. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315678474

19. Holdnack, J. A. (2019). The development, expansion, and future of the WAIS-IV as a cornerstone in comprehensive cognitive assessments. In Handbook of psychological assessment (pp. 103-139). Academic Press. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-802203-0.00004-3

20. Lai, E. R. (2011). Critical thinking: A literature review. Pearson’s Research Reports, 6 (1), 40-41.

21. Lee, B. M. (2013). Development of Critical Thinking in Secondary Students.

22. Light, D. & Pierson, E. (2016). Highlighting changes in two russian schools with successful one-to-one laptop programs: Moscow and Nizhny Novgorod case studies. Open Education, 2 (97), 85-88.

23. Maulana, R. & Opdenakker, M. C. (2014). Teachers’ interpersonal involvement as a predictor of students’ academic motivation among Indonesian secondary school students: A multilevel growth curve analysis. The Asia-Pacific Education Researcher, 23(3), 591-603. https://doi.org/10.1007/s40299-013-0132-7

24. Reed, J. H. (1998). Effect of a model for critical thinking on student achievement in primary source document analysis and interpretation, argumentative reasoning, critical thinking dispositions, and history content in a community college history course. University of South Florida.

25. Sternberg, R. J. (1986). Critical Thinking: Its Nature, Measurement, and Improvement. National Institut Of Education, Washington, D.C.

26. Tabrizi, A. R. N. & Jafari, M. (2015). The Relationship among Critical Thinking, Self Efficacy, and Iranian EFL Learners’ Reading Comprehension Ability with Different Proficiency Levels. Academic Research International, 6(2), 412-427.


Войти или Создать
* Забыли пароль?