Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Приветствую вас от имени редакционной коллегии «Российского девиантологического журнала», с этого номера начинается второй год его существования. Востребованность опубликованных статей, ваши отклики и предложения помогли нам пересмотреть редакционную политику – мы увеличили количество номеров с двух до четырех, пригласили в состав экспертов ведущих специалистов, расширили типы статей и в этом году предложим вашему вниманию обзоры научных форумов, посвященных проблемам девиантологии, с использованием технологии дополненной реальности. Для этого номера редакционная команда постаралась выбрать самые актуальные исследования, освещающие различные аспекты девиантного поведения. Уверен, что каждый из вас сможет найти интересные материалы. Открывает журнал раздел «Современная девиантология: теории и концепции», в который мы включили статью «Девиантология постмодерна», рассматривающую основные идеи девиантологии (социологии девиантности) современного общества постмодерна. Автор утверждает, что особенности общества постмодерна, в котором живет современное человечество, влияют на все социальные процессы, в том числе и на девиантные проявления (преступность, наркотизм, алкоголизация, проституция, самоубийства и др.). Соответственно, общественные науки, включая девиантологию, в значительной степени корректируют сложившиеся ранее представления. Еще одно исследование этого раздела посвящено вопросам цифровизации социума к киберпреступности, кибердевиантности и развитию цифровой девиантологии. В статье раскрыты основные этапы и специфика социально-технологических перемен в мире и России начала XXI века. Показано, что цифровизация и сетевизация – фундаментальные измерения социума эпохи постмодерна. Выделены основные проявления преступности и девиантности в киберпространстве. Показано, что на современном этапе пользователи интернета, социальных сетей и цифровых платежных систем — основные жертвы пандемии киберпреступности. Автор уверен, что исследования киберпреступности и других проявлений девиантности следует проводить с опорой на гибридизацию социологических, технологических и других знаний, сделан вывод, что сложились онтологические и методологические предпосылки для развития цифровой девиантологии как интегративной социологической науки о киберпреступности и других проявлениях кибердевиантности. Исследованию проблемы методологии понимания нормы и ее социально-образовательных репрезентаций посвящена статья в разделе «Антропология девиантного поведения». Авторы рассматривают методологические и содержательные проблемы понимания образовательной нормы, выясняют сущность и неоднозначность последствий девиантного поведения субъектов образовательной деятельности. В статье обосновывается понимание образовательной нормы как синтеза организационных регламентаций данного вида деятельности и учета возможностей конструктивных отклонений от этой нормы, направленных на достижение социально либо индивидуально значимых педагогических результатов. Теоретическое значение такого подхода позволяет избежать упрощения и односторонности в понимании соотношения нормы и девиации в области педагогики, практическое значение – в возможности его методологического использования в процессе организационного нормирования образовательной деятельности. Раздел «Психологические исследования девиантного поведения» начинается с кросс-культурного изучения критического мышления у девиантных подростков, авторы которого провели сравнительный анализ критического мышления девиантных подростков из России и Индонезии и выявили среди причин различий культурно-исторические факторы, особенности построения образовательных программ, психологические аспекты личности детей. Исследование показало, что имеется значимая связь степени выраженности самооценки учащихся из России и Индонезии и показателями критического мышления и IQ, а ведущим фактором формирования критического мышления является правильно выстроенная в процессе обучения таксономия задач, а также особым образом организованный процесс обучения, включающий в основном интерактивные формы работы. Следующий материал «Метафорический метод в подготовке субъектов профилактики девиантного поведения подростков» посвящен обсуждению проблем координации деятельности субъектов профилактической работы с несовершеннолетними, решение которых авторы видят в разработке практик группового взаимодействия субъектов профилактики, позволяющих сформировать целостный и непротиворечивый образ подростка в трудной жизненной ситуации. Результатом исследования стали апробация методики конструирования метафорической модели, определение типовых характеристик образа девиантного подростка, установлены возможности и ограничения применения методики для выявления причин и условий девиантного поведения подростков. Дальнейшая разработка методов координации межведомственного взаимодействия субъектов профилактики девиантного поведения в работе с трудными подростками является очевидной перспективой исследования. Раздел «Педагогические исследования и профилактика девиантного поведения» представлен статьей «Девиантологическая компетентность будущих педагогов и психологов», в которой авторы изучили представления в области девиантологии тех специалистов, которые работают непосредственно с подростками, в частности, будущих педагогов и психологов, что предполагает формирование у них профессиональной компетенции, направленной на сдерживание роста асоциального поведения в молодежной среде. В статье «Факторный анализ индивидуально-личностных характеристик лиц группы аддиктивного риска» рассматривается проблема ранней диагностики употребления психоактивных веществ в детско-подростковой среде, а также изучения индивидуально-личностных характеристик лиц группы аддиктивного риска. Полученные авторами результаты позволяют практическим работникам в области психологии и педагогики зависимого поведения лучше понимать природу формирования рискометрического профиля подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ, оказывать им адресную профилактическую помощь, разрабатывать и корректировать содержание профилактических мероприятий, прогнозировать поведенческие стратегии, выстраивать индивидуальный профилактический маршрут с учетом их индивидуально-личностных характеристик. Традиционно раздел «Криминологические исследования девиантного поведения» объединяет материалы ученых из разных стран по широкому спектру актуальных криминологических проблем. Белорусские ученые посвятили работы флеймингу как инструменту разжигания речевого конфликта в Интернет-дискурсе и предупреждению насильственной преступности в интересах социально-экономического развития государства. Автор статьи «Девиантное поведение заключенных в местах лишения свободы Монголии» обратил внимание, что именно во время отбывания наказания в местах лишения свободы своими действиями, поведением человек продолжает создавать собственную атмосферу существования посредством коммуникативных связей. При этом жизненные планы и ценности у заключенных, приговоренных к пожизненному лишению свободы, утеряны, что приводит к совершению различных противоправных действий. Российские исследователи предприняли попытку «имплементирования» достижений в области философии, психологии, политологии в канву современного уголовного права для выработки рабочих формул определения принуждения, манипуляции, ответственности и их соотношения со свободой воли как базовой категорией всех нормативно-правовых актов, изучили формы реакции органов общественной безопасности на случаи домашнего насилия. 30 сентября 2022 года под эгидой журнала состоится международная научная конференция «Российская девиантологическая панорама: теория и практика». Это крупное научное событие в мире девиантологии состоится на базе Санкт-Петербургского университета МВД России в гибридном формате. К участию приглашены ведущие ученые и практикующие специалисты, занимающиеся исследованием девиаций и их психолого-педагогической профилактикой. На сегодняшний день заявки для участия поступили из многих образовательных организаций нашей страны и ближнего зарубежья. Сборник докладов будет опубликован накануне конференции. «Российский девиантологический журнал» открыт для новых исследований и научных дискуссий, приглашаем к опубликованию материалов как состоявшихся ученых, так и молодых исследователей – аспирантов и адъюнктов.


Войти или Создать
* Забыли пароль?