Профессиональная дезадаптация как предмет современных научных исследований
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Дезадаптация оказывает негативное влияние на различные сферы жизнедеятельности человека, детерминируя проблемы в межличностной коммуникации, профессиональной деятельности. Актуальность данной проблемы в сфере правоохранительных органов связана со спецификой профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, высокими эмоциональными и физическими нагрузками. Цель исследования состоит в изучении актуальных в настоящее время направлений в разработке проблемы дезадаптации, определении ее видов и факторов дезадаптации в целом и профессиональной дезадаптации сотрудников органов внутренних дел в частности. Методология, методы исследования. В качестве метода исследования использовался контент-анализ, позволяющий выявить общие и частные закономерности развития проблемы дезадаптации. Эмпирическая база исследования представлена диссертационными исследованиями по исследуемой проблеме (в том числе по проблеме дезадаптации сотрудников правоохранительных органов), защищенными в период с 2001 по 2022 год. Результаты исследования. Определены основные направления психологических исследований по исследуемой проблеме. Выявлены психологические детерминанты, способствующие развитию дезадаптивного поведения различных субъектов. Определены наиболее разработанные направления по проблеме дезадаптации в области педагогической и медицинской психологии. Обнаружено отсутствие в рамках юридической психологии диссертационных исследований по проблеме дезадаптации. Изучение деятельности сотрудников правоохранительных органов как субъектов дезадаптации осуществляется в медицинской психологии с позиции экстремальности профессиональной деятельности, где в качестве детерминанты также выступает аддиктивное поведение.

Ключевые слова:
дезадаптация, контент-анализ, сотрудники органов внутренних дел, профессиональная дезадаптация, девиантное поведение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Александровский, Ю. А. (1976). Состояние психической дезадаптации и их компенсация: Пограничные нервно- псих. расстройства. Москва: Наука.

2. Алмазов, Б. Н. (2020). Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних: монография. Москва: Юрайт.

3. Амбрумова, А. Г. (1996). Психология самоубийства. Социальная и клиническая психиатрия, 4, 14-20.

4. Баландина, О. В., Божкова, Е. Д., Дворянинова, В. В. (2019). Коррекция школьной дезадаптации на основе междисциплинарного подхода. Медицинский альманах, 2(59), 24-29. https://doi.org/10.21145/2499-9954- 2019-2-24-29

5. Бондаренко, С. В. (2003). Проблема дезадаптации личности: материалы XXXII научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2002 год. Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет.

6. Выготский, Л. С. (2000). Психология. Москва: Эксмо-Пресс.

7. Ганнушкин, П. Б. (1964). Избранные труды. Москва: Медицина.

8. Иванов, Г. П., Коваленко, Е. Ф. (2012). Личностные факторы, влияющие на процесс становления профессионала в период получения высшего профессионального образования. Прикладная юридическая психология, 2, 135-142.

9. Кабанова, Т. Н. Дубинский, А. А., Московская М. С. (2019). Стаж профессиональной деятельности как фактор, детерминирующий различия в восприятии стресса у сотрудников следственных органов. Прикладная юридическая психология, 1(46), 59-68. https://doi.org/10.33463/2072-8336.2019.1(46).059-068

10. Ковалева, М. Е., Булыгина, В. Г. (2017). Психофизиологические предикторы психической адаптивности у специалистов опасных профессий (на примере военнослужащих). Психология и право, 7(4), 137-150. https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070411

11. Корехова, М. В., Соловьев, А. Г., Новикова, А. И. (2014). Психическая дезадаптация специалистов в экстремальных условиях деятельности: монография. Архангельск: Издательство Северного государственного медицинского университета.

12. Литвиненко, Н. В. (2019). Психологические особенности дезадаптированных к образовательной среде детей и подростков. Мир науки. Педагогика и психология, 5(7), 56-63.

13. Мартиросова, Н. В., Ксенофонтов, А. М. (2021). Опыт организации психологической работы по профилактике дезадаптивных состояний сотрудников органов внутренних дел. В Р. Е. Булат (ред.), Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров к профессиональной деятельности в экстремальных условиях: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (стр. 158-163). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

14. Московская, М. С., Булыгина, В. Г. (2017). Влияние гендерных различий на особенности восприятия стресса у сотрудников полиции (обзор зарубежных исследований). Прикладная юридическая психология, 3, 76-82.

15. Налчаджян, А. А. (2010). Психологическая адаптация: механизмы и стратегии (2-е изд., перераб. и доп.). Москва: ЭКСМО.

16. Никифоров, Г. С. (2010). Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика: монография. Санкт-Петербург: Речь.

17. Осницкий, А. В. (2003). Проблемы психического здоровья и адаптации личности. Санкт-Петербург: Серебряный век.

18. Петровский, В. А. (1992). Психология неадаптивной активности. Москва: ТОО «Горбунок».

19. Попинако, Е. А. (2019). Проблема профессиональной адаптации в современных научных исследованиях: контент-анализ. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 3(48), 240-247.

20. Поршуков, А. С. (2019). Теоретико-методологические аспекты исследований субъектной трансформации сотрудников органов правоохранительной деятельности. Прикладная юридическая психология, 4(49), 135-140. https://doi.org/10.33463/2072- 8336.2019.4(49).135-140

21. Ратинов, А. Р. (1983). Методологические вопросы юридической психологии. Психологический журнал, 4(4), 107-118.

22. Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. (2000). Социальная педагогическая психология. Санкт-Петербург: Питер.

23. Реан, А. А., Кудашев, А. Р., Баранов, А. А. (2006). Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК.

24. Савченко, Т. Н., Головина, Г. М. (2019). Взаимосвязь идентичности личности субъективного качества жизни и удовлетворенности ею. Прикладная юридическая психология, 4(49), 99-111. https://doi.org/10.33463/2072- 8336.2019.4(49).099-111

25. Хохлов, Н. А., Словенко, Е. Д. (2020). Нейропсихологические предикторы школьной неуспеваемости. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 3(3), 291-313. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.03.13

26. Arvate, P., & Souza, A. P. (2022). Armed police and violence: Evidence from a quasi-natural experiment in Brazil. Economic Modelling, 111, 105825. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2022.105825

27. Brooks, O. (2020). Police Brutality and Blacks: An American Immune System Disorder. Journal of the National Medical Association, 112(3), 239-241. https://doi.org/10.1016/j.jnma.2020.06.003

28. Crowder, S., Savino, J. O., & Turvey, B. E. (2013). Chapter 6 - Ethical Issues for Police Officers and Criminal Investigators. Ethical Justice, 147-194. https://doi.org/10.1016/b978-0-12-404597-2.00006-1

29. Ficher, G.-N. (1991). Les domaines de la Psychologie sociale. 2. Les process du social. Paris: DUNOD.

30. Herzog, S. (2000). Is there a distinct profile of police officers accused of violence? The Israeli case. Journal of Criminal Justice, 28(6), 457-471. https://doi.org/10.1016/s0047-2352(00)00062-3

31. Lennie, S.-J., Crozier Sarah, E., & Sutton, A. (2020). Robocop - The depersonalisation of police officers and their emotions: A diary study of emotional labor and burnout in front line British police officers. International Journal of Law, Crime and Justice, 61, 100365. https://doi.org/10.1016/j.ijlcj.2019.100365

32. Mehari, K. R., Rodgers, C. R. R., Blanton, M. A., & Turner, L. A. (2021). Evaluation of a police training on de-escalation with trauma-exposed youth. International Journal of Law, Crime and Justice, 66, 100491. https://doi.org/10.1016/j. ijlcj.2021.100491

33. Minkkinen, J. (2014). Associations between school-related factors and depressive symptoms among children: A comparative study, Finland and Norway. School Psychology International, 35(5), 463-474.

34. Pschyk, N., Kaminska, A. (2015). Some Individual Psychological Predictors of Professional Disadaptation Forming in Sur¬geons and Physicians. European Psychiatry, 30(1), 1783. https://doi.org/10.1016/s0924-9338(15)31375-4

35. Queirós, C., Passos, F., Bártolo, A., Marques, A. J., da Silva, C. F., & Pereira, A. (2020). Burnout and Stress Measurement in Police Officers: Literature Review and a Study with the Operational Police Stress Questionnaire. Frontiers in Psychology, 11, 587. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00587

36. Van Gelderen, B., Heuven, E., van Veldhoven, M., Zeelenberg, M., & Croon, M. (2007). Psychological strain and emotional labor among police-officers: A diary study. Journal of Vocational Behavior, 71(3), 446-459. https://doi. org/10.1016/j.jvb.2007.09.001

37. Yalley, A. A., & Olutayo, M. S. (2020). Gender, masculinity and policing: An analysis of the implications of police masculinised culture on policing domestic violence in southern Ghana and Lagos, Nigeria. Social Sciences & Humanities Open, 2(1), 100077. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2020.100077


Войти или Создать
* Забыли пароль?