Формирование преданности, лояльности и доверия у сотрудников в системе психологической профилактики текучести кадров образовательных организаций МВД России
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современных условиях одной из ключевых задач управления персоналом является формирование стабильного трудоспособного коллектива организации, обеспечивающего её устойчивое функционирование и развитие. Цель исследования: определить особенности формирования преданности, лояльности и доверия организации у сотрудников в системе психологической профилактики текучести кадров образовательных организаций МВД России. Объект исследования: система психологической профилактики текучести кадров образовательных организаций МВД России. Предмет исследования: процесс формирования преданности, лояльности и доверия организации у сотрудников в системе психологической профилактики текучести кадров образовательных организаций МВД России. Методология и теория исследования. Зарубежными (Русбалт [35], Фарелл [25]) и отечественными учёными (М. И. Магура [9], В. И. Доминяк, А. Н. Пастушеня [14]) подчёркивается, что текучесть кадров среди вновь принятых сотрудников, к коим следует отнести и обучающихся в образовательных организациях МВД России, может быть вызвана низкой степенью профессиональной преданности, которая, по мнению М. Мескон, обеспечивает противостояние субъекта профессиональной деятельности воздействию негативных профессиональных факторов. В данной статье представлен анализ трёх ведущих характеристик работника, обеспечивающих его профессиональное постоянство в организации: «преданность», «лояльность», «доверие организации» в поведенческом, установочном, нормативном, позитивном и аффективном подходах. Выделена классификация факторов, определяющих формирование профессиональной преданности сотрудников. Доказано, что формирование профессиональной преданности, лояльности и доверия организации у сотрудников должно быть ядром программы психологической профилактики текучести кадров образовательной организации.

Ключевые слова:
текучесть кадров, образовательные организации МВД России, профессиональная преданность, лояльность, доверие организации, психологическая профилактика текучести кадров
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Андреева И. А. Преданность как основа формирования личности будущих специалистов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://upload.pgu.ru/iblock 9e9/d75f30375fd1e8ec5f325fd1e5eaf6e8e85f312d322e696e6464_-i.a.-andreeva-24.pdf (дата обращения: 18.05.2022).

2. Бисерова Г. К. Педагогические условия формирования основ субъектной идентичности будущего сотрудника ОВД : монография. - Елабуга: ЕИ КФУ, 2015. - 152 с.

3. Борисова А. А. Регулирование текучести кадров на основе оценки экономического ущерба предприятия // Российское предпринимательство. - 2017. - Т. 18. - № 11. - С. 1681-1692.

4. Горностаев С. В. Генезис и психологическое содержание научной проблемы лояльности // Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 60. - С. 22-39.

5. Доминяк В. И. Различные подходы к феномену лояльности и безопасность организаций / Теория и практика становления и развития школы безопасности (научные, учебные, методические и организационные аспекты) : сборник тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции: Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - С. 31-32.

6. Калашников А. И. Диагностика профессиональной приверженности как средство содействия профессиональному развитию педагогов / Личность в профессионально-образовательном пространстве : материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции; Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. - С. 75-80.

7. Кобозев И. Ю. Структурно-функциональная модель профессионального стресса сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2021) : материалы Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2021. - С. 383-387.

8. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия : монография. - Москва: Издательство Института психологии РАН, 2008. - 576 с.

9. Магура М. И. Патриотизм персонала по отношению к своей организации - решающее конкурентное преимущество // Управление персоналом. - № 11. - 1998. - С. 20-27.

10. Магура М. И., Курбатова М. Б. Современные персонал-технологии. Организационная приверженность // Управление персоналом. - 2001. - № 6. - С. 45-50.

11. Минина И. Н. Ценностно-мотивационные особенности профессионального становления курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Человек: преступление и наказание. - 2016. - № 4 (95). - С. 146-151.

12. Митина Л. М. Личность и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 28-38.

13. Овчинникова О. Г. Лояльность персонала // Управление персоналом. - Москва: ООО «Журнал», 2006. - 96 с.

14. Пастушеня А. Н. Психологическая характеристика преданности профессии сотрудника органов внутренних дел и средства её формирования в образовательном процессе // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. - 2019. - № 2 (38). - С. 251-256.

15. Пухарева Т. С. Основные подходы к проблеме доверия в рамках практически ориентированной психологии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010.- № 17. - С. 38-42.

16. Ребзуев Б. Г. Четырёхслойная модель аффективной преданности работников организации: опыт применения на российской выборке // Психологический журнал. -2006. - Том 27. - № 2. - С. 44-59.

17. Харский К. В. Благонадёжность и лояльность персонала : монография. - Москва, 2003. - 495 с.

18. Ajzen I., Fishbein M. Attitude-behaviour relations: A theoretical analysis and review of empirical research // Psychological Bulletin. - 1977. - V. 84. - № 5. - P. 888-918.

19. Allen N. J., Meyer J. P. The measurement and antecedents of affective, continuance and normative commitment to the organization // Journal of Occupational & Organizational Psychology. -1990. - 63(1). - P. 18-38.

20. Becker, H. S. Notes on the concept of commitment // American Journal of Sociology. - 1960. - V. 66. - № 1. - P. - 32-40.

21. Blau G. J. Further exploring the meaning and measurement of career commitment // Journal of Vocational Behavior. - 1988. - Vol. 32. - Р. 284-297.

22. Curry J. P., Wakefield D. S., Price, J. L., Mueller C. W. On the causal ordering of job satisfaction and organizational commitment // Academy of Management Journal. - 1986. - № 29. - Р. 847-858.

23. Dawes R. M. House of Cards: Psychology and Psychotherapy Builton Myth // NY: Free Press, 1994. - 338 s.

24. Dunham R. B., Grube, J. A. & Castañeda M. В. Organizational commitment: The utility of an integrative defi nition // Journal of Applied Psychology. -1994. - № 79 (3). - Р. 370-380.

25. Farrell D., Rusbult C. E. Exchange variables as predictors of job satisfaction, job commitment, and turnover: The impact of rewards, costs, alternatives, and investments // Organizational Behavior and Human Performance. -1981. - № 28. - P. 78-95.

26. Hellgren J., Sverke M., Isaksson K. A two-dimensional approach to job insecurity: Consequences for employe attitudes and well-being // European Journal of Work and Organizational Psychology. - 1999. - № 8. - P. 179-195.

27. Meyer J. P., Allen N. J., Smith C. A. Commitment to Organizations and Occupations: Extension and Test of a Three-Component Conceptualization // Journal of Applied Psychology. - 1993. - Vol. 78. - P. 538-551.

28. Meyer J., Allen N. A. Three-Component Conceptualization of Organizational Commitment // Human Resource Management Review. - 1991. - Vol. 1. - № 1. - P. 61-89.

29. Mowday R. T., Steers R. M., Porter L. W. The measurement of organizational commitment // Journal of Vocational Behavior. - 1979. - V. 14. - № 2. - P. 224-247.

30. Niehoff B. P., Moorman R. H. Justice as a mediator of the relationship between methods of monitoring and organizational citizenship behavior // Academy of Management Journal. - 1993. -№ 36 (3). - Р. 527-556.

31. O ’Reilly C. A., Caldwell D. F. The Commitment and Job Tenure of New Employees: Some Evidence of Postdecisional Justification // Administrative Science Quarterly. - 1981. - Vol. 26. - P. 597-616.

32. Podsakoff N. P., LePine J. A., LePine M. A. Differential challenge stressorhindrance stressor relationships with job attitudes, turnover intentions, turnover, and withdrawal behavior: //A meta-analysis. Journal of Applied Psychology. -2007. - № 92. - Р. 438-454.

33. Porter L. W. Lawler E. E., Irwin Richard D. Managerial attitudes and Performance. - Illinois : Irwin-Dorsey, 1968. - 209 s. - 1968. - 209 р.

34. Rooy David L. V., Whitman D. S., Hart D., Caleo S. Measuring Employee Engagement During Financial Down / Business Imperative or Nuisance? Journal of Business Psychology. - 2011. - № 26. - Р. 147-152.

35. Rusbult C. E. A longitudinal test of the investment model: The development (and deterioration) of satisfaction and commitment in heterosexual involvements // Journal of Personality and Social Psychology. - 1983. - № 45. - P. 101-117.

36. Rusbult C. E. Commitment and satisfaction in romantic associations: A test of the investment model // Journal of Experimental Social Psychology. - 1980. - № 16. - P. 172-186.

37. Wiener Y. Commitment in organizations: A normative view // Academy of Management Review.- 1982. - № 7 (3). - Р. 418-428.

38. Wiener Y., Gechman A. S. Commitment: a behavioral approach to job involvement // Journal of Vocational Behavior. - 1977. - Vol. 10. - P. 47-52.

Войти или Создать
* Забыли пароль?