Россия
Российский государственный университет правосудия им. В.М. Лебедева (кафедра общеобразовательных дисциплин Центрального филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия им. В.М. Лебедева», кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Центрального филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия им. В.М. Лебедева»)
Воронеж, Воронежская область, Россия
УДК 159.9.07 Психологические исследования
Аннотация: Статья посвящена анализу инновационных научных концепций психологии личного влияния педагога в контексте установления отношений сотрудничества с обучающимися. Актуальность темы концентрируется вокруг рассмотрения психологической сущности феномена личного влияния в условиях педагогической деятельности. Авторами предлагаются актуальные в настоящее время научные подходы к пониманию сущности личного влияния педагога в образовательном процессе МВД России. Заявленная проблема имеет место в межотраслевой области наук, поэтому в процессе научного исследования использовались общенаучные методы: исторический, социологический, системный, а также специальные психологические (беседа и опрос, наблюдение, эксперимент и др.). Научная новизна исследования заключается в детализации сущностно-содержательной части и выделении факторов-показателей коммуникативно-личностного потенциала влияния педагога в образовательной системе МВД России, а также выделении критериев для определения психологической сущности лидерства. Методология. Помимо методологических подходов, в ходе исследования применялись методы реконструкции и интерпретации педагогических идей, при этом использовалось самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод и т. д. Для изучения психологических проявлений личного влияния педагога применялись комбинации этих методов, что в целом позволило сформулировать концепцию личного влияния педагога в образовательном процессе. Результаты. Основное внимание в статье авторы акцентируют на анализе содержания социально-психологических факторов в процессе формирования авторитета, лидерства в рамках осуществления педагогической деятельности, предлагаются разнообразные теоретические подходы к пониманию сущности лидерства. Заключение. По результатам проведённого исследования авторами представлен краткий объективный психологический портрет педагога-лидера, обеспечивающего эффективное влияние на обучающегося.
педагогическая деятельность, авторитет, лидерство, харизма, моральные факторы, личное влияние педагога
1. Гоулман Д. С чего начинается лидер. - Москва: Альпина Бизнес букс, 2005. - 232 с.
2. Волошко В. И. Современное лидерство педагога. Взгляд в будущее // Педагогическая наука и практика. - 2018. - № 4 (22). - С. 50-54. EDN: https://elibrary.ru/YVDKCD
3. Квашнина А. А., Андреев Г. О. Принципы лидерства в образовании // Форум молодых учёных. - 2021. - № 11 (63). - С. 149-152. EDN: https://elibrary.ru/RWNZKC
4. Колношенко В. И., Колношенко О. В. Проблема лидерства в современном менеджменте // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2015. - № 1. - С. 84-95. DOI: https://doi.org/10.17805/trudy.2015.1.17; EDN: https://elibrary.ru/TLAWDT
5. Mинчeнкoва О. Ю. Харизматическое лидерство: ещё один шаг к пониманию [Электронный ресурс] // Ht-Lab : сайт. - URL : https://ht-lab.ru/knowledge/articles/kharizmaticheskoe-liderstvo-eshcheodin-shag-k-ponimaniyu (дата обращения: 14.12.2022).
6. Лидерство / ред. И. Толстикова ; пер. с англ. А Лисициной. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 257 с. (Серия «Классика Harvard Business Review»).
7. Майнгардт Т. Личное влияние, или Законы духовного преобладания: Сила внутри нас. - Санкт-Петербург : МНПО «Жизнь» : Ферро-Логос, 1992. - 62 с.
8. Петренко Е. Л., Неретина С. С., Бергман А. С. Авторитет / Концепты [Электронный ресурс] // Гуманитарный портал : сайт. - URL : https://gtmarket.ru/concepts/7166 (дата обращения: 14.12.2022).
9. Платонова Н. С., Тулупьева Т. В. Эмоциональное лидерство: взаимосвязь уровня образования и эмоционального интеллекта // Управленческое консультирование. - 2020. - № 10 (142). - С. 109-123. DOI: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-10-109-123; EDN: https://elibrary.ru/QBJWTP
10. Савина Н. В. Лидерство в образовании // European research. - 2016. - № 8 (19). - С. 78-79. DOI: https://doi.org/10.20861/2410-2873-2016-19-001; EDN: https://elibrary.ru/WIQHFV
11. Салимуллина Е. В. Лидерские качества учителя как фактор успешной профессиональной деятельности // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Т. 8. - № 2-2. - С. 198-202.
12. Сторчак Н. В. Трактовка лидерства в образовании в международной практике // Наука и мир. - 2016. - № 6-3 (34). - С. 73-75. EDN: https://elibrary.ru/WBEVWT
13. Филиппова Д. В. Динамика лидерства педагогов учреждений дополнительного образования (ДО) в процессе цифровизации их профессиональной деятельности // Юридическая наука: история и современность. - 2021. - № 1. - С. 98-113. EDN: https://elibrary.ru/UNMSPP
14. Friedland W. For a sociological concept of charisma // Social forces. - 1964. - Vol. 43. - № 112. - P. 21-23.
15. Chen F. F., Jing Y., Lee J. M. The looks of a leader: Competent and trustworthy, but not dominant // Journal of Experimental Social Psychology. - 2014. - Vol. 51. - P. 27-33. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jesp.2013.10.008; EDN: https://elibrary.ru/XSZMKB
16. Trichas S., Schyns B. The face of leadership: Perceiving leaders from facial expression // The Leadership Quarterly. - 2012. - Vol. 23. - № 3. - P. 545-566. DOI: https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2011.12.007; EDN: https://elibrary.ru/XSYPTP