Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
УДК 159.9.07 Психологические исследования
Аннотация: Статья посвящена анализу инновационных научных концепций психологии личного влияния педагога в контексте установления отношений сотрудничества с обучающимися. Актуальность темы концентрируется вокруг рассмотрения психологической сущности феномена личного влияния в условиях педагогической деятельности. Авторами предлагаются актуальные в настоящее время научные подходы к пониманию сущности личного влияния педагога в образовательном процессе МВД России. Заявленная проблема имеет место в межотраслевой области наук, поэтому в процессе научного исследования использовались общенаучные методы: исторический, социологический, системный, а также специальные психологические (беседа и опрос, наблюдение, эксперимент и др.). Научная новизна исследования заключается в детализации сущностно-содержательной части и выделении факторов-показателей коммуникативно-личностного потенциала влияния педагога в образовательной системе МВД России, а также выделении критериев для определения психологической сущности лидерства. Методология. Помимо методологических подходов, в ходе исследования применялись методы реконструкции и интерпретации педагогических идей, при этом использовалось самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод и т. д. Для изучения психологических проявлений личного влияния педагога применялись комбинации этих методов, что в целом позволило сформулировать концепцию личного влияния педагога в образовательном процессе. Результаты. Основное внимание в статье авторы акцентируют на анализе содержания социально-психологических факторов в процессе формирования авторитета, лидерства в рамках осуществления педагогической деятельности, предлагаются разнообразные теоретические подходы к пониманию сущности лидерства. Заключение. По результатам проведённого исследования авторами представлен краткий объективный психологический портрет педагога-лидера, обеспечивающего эффективное влияние на обучающегося.
педагогическая деятельность, авторитет, лидерство, харизма, моральные факторы, личное влияние педагога
1. Гоулман Д. С чего начинается лидер. - Москва: Альпина Бизнес букс, 2005. - 232 с.
2. Волошко В. И. Современное лидерство педагога. Взгляд в будущее // Педагогическая наука и практика. - 2018. - № 4 (22). - С. 50-54.
3. Квашнина А. А., Андреев Г. О. Принципы лидерства в образовании // Форум молодых учёных. - 2021. - № 11 (63). - С. 149-152.
4. Колношенко В. И., Колношенко О. В. Проблема лидерства в современном менеджменте // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2015. - № 1. - С. 84-95.
5. Mинчeнкoва О. Ю. Харизматическое лидерство: ещё один шаг к пониманию [Электронный ресурс] // Ht-Lab : сайт. - URL : https://ht-lab.ru/knowledge/articles/kharizmaticheskoe-liderstvo-eshcheodin-shag-k-ponimaniyu (дата обращения: 14.12.2022).
6. Лидерство / ред. И. Толстикова ; пер. с англ. А Лисициной. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 257 с. (Серия «Классика Harvard Business Review»).
7. Майнгардт Т. Личное влияние, или Законы духовного преобладания: Сила внутри нас. - Санкт-Петербург : МНПО «Жизнь» : Ферро-Логос, 1992. - 62 с.
8. Петренко Е. Л., Неретина С. С., Бергман А. С. Авторитет / Концепты [Электронный ресурс] // Гуманитарный портал : сайт. - URL : https://gtmarket.ru/concepts/7166 (дата обращения: 14.12.2022).
9. Платонова Н. С., Тулупьева Т. В. Эмоциональное лидерство: взаимосвязь уровня образования и эмоционального интеллекта // Управленческое консультирование. - 2020. - № 10 (142). - С. 109-123.
10. Савина Н. В. Лидерство в образовании // European research. - 2016. - № 8 (19). - С. 78-79.
11. Салимуллина Е. В. Лидерские качества учителя как фактор успешной профессиональной деятельности // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Т. 8. - № 2-2. - С. 198-202.
12. Сторчак Н. В. Трактовка лидерства в образовании в международной практике // Наука и мир. - 2016. - № 6-3 (34). - С. 73-75.
13. Филиппова Д. В. Динамика лидерства педагогов учреждений дополнительного образования (ДО) в процессе цифровизации их профессиональной деятельности // Юридическая наука: история и современность. - 2021. - № 1. - С. 98-113.
14. Friedland W. For a sociological concept of charisma // Social forces. - 1964. - Vol. 43. - № 112. - P. 21-23.
15. Chen F. F., Jing Y., Lee J. M. The looks of a leader: Competent and trustworthy, but not dominant // Journal of Experimental Social Psychology. - 2014. - Vol. 51. - P. 27-33.
16. Trichas S., Schyns B. The face of leadership: Perceiving leaders from facial expression // The Leadership Quarterly. - 2012. - Vol. 23. - № 3. - P. 545-566.