Эмоциональный интеллект, успешность и психологическая адаптивность к среде как факторы обеспечения эффективности социального управления
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Аннотация: Проблемы эмоционального интеллекта, успешности и психологической адаптивности к среде в совокупности и системном единстве являются важными факторами обеспечения эффективности социального управления. Современный облик социального администрирования предполагает учёт факторов эмоционального лидерства и управления эмоциями, включая умение налаживать контакты с людьми, вдохновлять и воодушевлять их, поддерживать высокую мотивацию и добиваться развития и процветания социальной организации в целом. Понятие «эмоциональный интеллект» тесно связано с категориями «социальная успешность» и «психологическая адаптивность к среде». Последние два фактора следует интерпретировать как следствие достаточного развития эмоционального интеллекта соответствующего индивида при его характеристике как полноценной и многогранной личности. Люди в силу объективных причин имеют различный уровень EQ. Вслед за этим они дифференцируются как социально успешные, либо не пользующиеся социальной успешностью, адаптивные, либо не восприимчивые к механизмам психологической адаптации к среде. Данная дифференциация является отчасти генетической предрасположенностью личности к проявлениям организаторских способностей и лидерских качеств, однако не меньшее значение имеют целенаправленные и организованные усилия людей к обучению, развитию и самосовершенствованию своих эмоционально-интеллектуальных качеств. В социальном управлении это приобретает особое значение, поскольку существенным образом влияет на эффективность взаимодействия объектов и субъектов администрирования, создавая тем самым благоприятный эмоциональный климат в коллективе либо, напротив, способствуя росту негативных, пессимистических и эмоционально неустойчивых настроений в управляемом сообществе. Методы исследования. При изучении проблематики эмоционального интеллекта, успешности и психологической адаптивности к среде автором использовался широкий набор методов познания, которые выработаны и апробированы современной социально-психологической наукой. В их числе анализ и синтез, индукция и дедукция, наблюдение, опрос, метод анализа документов и результатов социальной деятельности. Результаты. В итоге автором предлагается ряд теоретико-методологических конструкций и практических рекомендаций социальным менеджерам, которые позволяют им учитывать эмоциональное содержание административно значимой информации, поддерживать надлежащую чувственную атмосферу общения, минимизировать социально-психологические конфликтогены и пресекать неконструктивное взаимодействие между людьми.

Ключевые слова:
эмоциональный интеллект, психологическая адаптация, социальное управление, психологическая адаптивность к среде, социальная успешность, психологические конфликтогены, эффективность социального управления
Список литературы

1. Аверина С. В., Лысенко И. Н., Спектор Г. З. Психологический аспект проектной адаптации среды для людей с ограниченными возможностями // Всероссийская научно-практическая конференция «Диск-2018». - Москва, 2018. - С. 18-23.

2. Андрианова В. И. Социально-психологическая адаптация предпринимателей к изменяющимся условиям экономической среды деятельности как показатель их профессиональной самореализации // Альманах современной науки и образования. - 2008. - № 1. - С. 13-15.

3. Артамонова А. А. Роль социальных ожиданий как фактора среды в структуре социально-психологической адаптации // Слагаемые качества обучения студентов в гуманитарном вузе. Сборник материалов конференции. - Москва, 2017. С. 112-117.

4. Барановский М.В. Феномен доверия в трудах «пионеров социологической мысли» // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2020. - № 4. - С. 2-4.

5. Батыков И. Сплоченность малых социальных групп: стратегия успешного управления // Государственная служба. - 2008. - № 1. - С. 114-117.

6. Борисова Н. В. Духовные основы правосознания личности в наследии И.А. Ильина // Прикладная юридическая психология. - 2015. - № 4. - С. 95-101.

7. Волхова Е. В., Любимова Е. А. Динамика эмоционального интеллекта студентов в процессе изучения дисциплины «Эмоциональный интеллект» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2022. - № 4. - С. 50-53.

8. Горбунова М. Ю. Эмоции в социальном управлении: теоретическая модель // Государственное управление. - 2011. - № 26. - С. 17-19.

9. Закарян К. А. Эмоциональный интеллект как разновидность человеческого капитала и исследования на тему эмоционального интеллекта // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2018. - № 6. - С. 124-127.

10. Зарембо Н. А. Измерение способности управления негативными эмоциями // Юридическая психология. - 2012. - № 2. - С. 23-30.

11. Кажлаев С. А. О честности и доверии в предпринимательских отношениях // Право и экономика. - 2017. - № 12. - С. 28-33.

12. Кармышева О. Е. Конспект открытого мероприятия. Тренинг «управление эмоциями в конфликте» // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 1. - С. 138-141.

13. Крюкова Е. А., Шестова М. А., Корнилова Т. В. Эмоциональный интеллект: черта или способность (к результатам русскоязычной адаптации опросника «черты эмоционального интеллекта» / Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. - Москва, 2020. - С. 1694-1700.

14. Ланцова А. А., Сандуляк П. Б. Эмоциональный интеллект как личностный потенциал работника организации // Бизнес и дизайн ревю. - 2022. - № 1. - С. 23-31.

15. Ларюшкина В. В. Управление эмоциями при принятии управленческих решений // Управление в России: проблемы и перспективы. - 2019. - № 3. - С. 63-70.

16. Макаренко Д. Г. Механизмы формирования доверия общества к институтам государственной власти // Мониторинг правоприменения. - 2021. - № 2. - С. 21-26.

17. Малинок А. И. Социально-психологическая адаптивность и субъективное благополучие подростков, временно находившихся в инокультурной среде // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2019. - № 5. - С. 72-77.

18. Панкратова А. А., Николаева М. Е. Связь эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности и качеством профессиональной жизни у начинающих психологов-консультантов // Психолого-педагогические исследования. - 2022. - № 3. - С. 21-37.

19. Пономарева А. А. Управление эмоциями как профессионально важное качество менеджера / Теория и практика управления: ответы на вызовы инновационного развития. - Москва, 2018. - С. 225-227

20. Расина М. Л. Значение эмоций в структуре социального управления / Глобальные социальные процессы: опыт социологического исследования. - Москва, 2019. - С. 157-162.

21. Спасибина Е. С., Шарова Н. С. Возможность использования игры «эмоциональный интеллект», EQ для развития эмоционального интеллекта у обучающихся в системе СПО // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2020. - № 12. - С. 114-117.

22. Фейзуллаев М. А., Осипова А. В. Этика и культура предпринимательства как главные составляющие системного взгляда на бизнес / Синтез науки и образования в решении глобальных проблем современности. - Уфа, 2020. - С. 217-223.

23. Хамидуллин Р. С. Доверие как нравственная категория в оперативно-розыскной деятельности // Психология и психотехника. - 2022. - № 4. - С. 177-188.

24. Цечоева Р. Х. Психологическая помощь студентам с эмоциональной неустойчивостью в адаптации к условиям образовательной среды вуза // Проблемы современного психологического образования. - 2019. - № 3. - С. 339-341.

Войти или Создать
* Забыли пароль?