Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 159.9 Психология
Статья посвящена вопросам ненормативности сотрудника, ее оценке и классификации, включая кадровые риски как индикаторы его психологической надежности. Ненормативность представляет собой пренебрежение к соблюдению принятых социальных норм и правил поведения, в том числе в профессиональной деятельности; отсутствие внутренних запретов на нарушение норм поведения и деятельности. Показано, что ненормативность сотрудника – это кадровый риск, который может усиливаться, дополняясь за счет интеллектуальных способностей служащего и (или) особенностей регуляции поведения. Описаны виды ненормативного сотрудника: 1) ненормативный, креативно-эмоциональный; 2) ненормативный, креативно-рассудочный; 3) ненормативный, репродуктивно-рассудочный; 4) ненормативный, репродуктивно-эмоциональный; 5) ненормативный, смешанный. Приводятся результаты кадровой (личностно-профессиональной) диагностики с применением авторского опросника «Нормативность. Интеллект. Регуляция», которые показали возможность его использования для оценки видов и содержательных характеристик ненормативности служащего и релевантных ей кадровых рисков. Определены перспективные направления исследования заявленной проблемы, в частности установление и описание предпочитаемого развития карьеры, решаемых профессиональных задач, а также должностного роста и профессионально-психологического типа у сотрудников с разными видами социальной ненормативности.
норма, ненормативность, психологическая надежность, кадровые риски, психодиагностика, интеллектуальные способности, регуляция поведения
1. Ананьев, Б. Г. (2010). Человек как предмет познания. 3-е изд. Санкт-Петербург: Издательство «Питер». EDN QXABYZ.
2. Батурин, Н. А., Вучетич, Е. В., Костромина С. Н. и др. (2015). Российский стандарт тестирования персонала (временная версия, созданная для широкого обсуждения в 2015 году). Организационная психология, 5 (2), 67-138.
3. Духновский, С. В. (2018). Психологическая надежность и кадровая безопасность (на примере государственной гражданской и муниципальной службы): монография. Курган: Курганский государственный университет. EDN YSVKQX.
4. Караваев, А. Ф., Крук, В. М., Носс, И. Н., Виноградов, М. В. (2015). Проблема личностно-профессиональной диагностики в профессиональном отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел и оценки надежности сотрудников. Психопедагогика в правоохранительных органах, 3 (62), 106-113.
5. Личко, А. Е. (2009). Психопатии и акцентуации характера у подростков. Санкт-Петербург: Издательство «Речь».
6. Лотман, Ю. М. (2004). Семиосфера. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ.
7. Овчарова, Р. В. (2000). Технологии работы практического психолога образования. Москва: «Сфера».
8. Петровский, В. А. (1992). Психология неадаптивной активности. Москва: ТОО «Горбунок».
9. Фер, Р. М., Бакарак, В. Р. (2010). Психометрика. Введение: монография. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ.