Культурно-досуговая деятельность и особенности отражения девиантного подростка
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена сравнительному исследованию особенностей социальной перцепции, остракизма и склонности к отклоняющемуся поведению у подростков в возрасте от 12 до 18 лет, включенных и не включенных в деятельность Культурно-досугового центра «Ижорец» в Колпинском районе Санкт-Петербурга. В исследовании применялись следующие методики: 1) ассоциативный эксперимент по методике «СОЧ(И)» – структура образа человека (иерархическая) (В. Ситников); 2) шкала нарушенных потребностей – остракизм (страх отвержения) (ШНП-О); 3) определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (А. Н. Орел). Между ними выявлены различия в Я-образах и образах девиантного подростка, в уровне остракизма, но не обнаружены значимые различия в склонности к отклоняющемуся поведению. У подростков выявились значимые связи между факторами остракизма и склонности к отклоняющемуся поведению.

Ключевые слова:
подростки, культурно-досуговая деятельность, Я-образы, остракизм, девиантное поведение, правонарушения, преступления
Список литературы

1. Аванесов, Г. А. (2017). Общество. Личность. Мотивация. Исследования криминолога: монография. Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. ISBN 978-5-238-02733-3

2. Арифулина, Р. У., Белогорская, Л. В. (2016). Становление системы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в России. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 11-1, 127-133.

3. Ситников, В. Л. (под общ. и науч. ред.) (2022). Роль семьи и учреждений культуры в профилактике девиантного поведения подростков. В Семья и дети в современном мире: сборник материалов конференции (Кызыл, 15 июня 2022 года, Том VII). Кызыл: Тувинский государственный университет. EDN VIHNIY.

4. Афанасьева, А. С. (2022). Девиантное поведение подростков: предикторы и возможные пути преодоления. В Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2022): материалы международной научно-практической конференции (Санкт- Петербург, 15 апреля 2022, стр. 20-25). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.

5. Белобрыкина, О. А. (2003). Развитие самосознания в детском возрасте: монография. Новосибирск: Издательство НГПУ.

6. Богданова, Е. В. (2018). Клубные формы работы с подростками в дополнительном образовании. В Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики: сборник статей (стр. 57-71). Москва: Московский педагогический государственный университет.

7. Бойкина, Е. Э. (2022). Социальный остракизм как фактор антисоциального поведения несовершеннолетних: дис. … канд. психол. наук. Москва.

8. Змановская, Е. В. (2021). Современная российская девиантология: история, методология, социальные вызовы и актуальные тенденции. Российский девиантологический журнал, 1 (1), 12-23. https://doi. org/10.35750/2713-0622-2021-1-12-23

9. Копытина, О. И. (2019). Некоторые вопросы деятельности ПДН по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии, 5-1, 219-222.

10. Коэн, А. (1965). Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. В Американская буржуазная социология середины XX века: сборник статей (пер. с англ., под общ. ред. Г. В. Осипова) Москва: Прогресс.

11. Личко, А. Е. (1983). Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд., доп. и перераб. Ленинград: Медицина: Ленингр. отделение.

12. Пасенко, С. И. (2014). К вопросу о принципах советской концепции досуга. Концепт, 20, 1431-1435. URL: http://e-koncept.ru/2014/54550.htm.

13. Реан, А. А. (ред.), Коновалов, И. А., Новикова, М. А., Молчанова, Д. В. (2021). Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта: монография. Санкт-Петербург: Издательско-полиграфическая компания «КОСТА». Избранные главы из монографии доступны для бесплатного скачивания по ссылке: воспитание21век.рф/библиотека.

14. Ситников, В. Л. (1996). Образ ребенка в сознании педагога: дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург.

15. Смелзер, Н. (1994). Социология: пер. с англ. Москва: Феникс. ISBN 5-7113-0106-3

16. Farrington, D. P. (2017). Integrated Developmental and Life-Course Theories of Offending. New York, NY: Transaction Publishers.

17. Moffitt, T. E. (1993). Adolescence-limited and life-course-persistent antisocial behavior: A developmental taxonomy. Psychological Review, 100 (4), 674-701.

18. Shulman, E. P., Steinberg, L. D., & Piquero, A. R. (2013). The age-crime curve in adolescence and early adulthood is not due to age differences in economic status. Journal of Youth and Adolescence, 42, 848-860. https://doi.org/10.1007/ s10964-013-9950-4


Войти или Создать
* Забыли пароль?