Психодиагностические критерии профессиональной надежности офицеров Росгвардии
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Статья посвящена исследованию психодиагностических критериев профессиональной надежности офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации как субъектов правореализационной деятельности, выполняющих важные государственные задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Её цель состояла в попытке выявить шкальные психодиагностические показатели тестовых методик, применяемых в целях профессионального психологического отбора кандидатов на обучение и психологического сопровождения профессионального становления будущих офицеров национальной гвардии Российской Федерации, которые помимо прочего могли бы служить критериями для оценки и прогнозирования их личностной профессиональной надежности. Методы исследования. В исследовании применялись методы психологической диагностики (10 тестовых психодиагностических методик, в том числе для исследования особенностей мышления – МИОМ, самооценки актуального психического состояния – СУПОС-8, изучения ценностей личности Шварца, неосознаваемых Я-структурных компонентов личности с помощью Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) «Ресурс» и др.), ранее выбранные специалистами группы профессионального психологического отбора и утвержденные в установленном порядке руководством, экспертных оценок результатов учебно-служебной деятельности курсантов и профессиональной деятельности выпускников на первичных офицерских должностях, ретроспективного анализа психодиагностических показателей используемых методик, статистические методы сравнительного анализа (U-критерий Манна – Уитни и дисперсионный анализ). На основе анализа независимых экспертных оценок и результатов деятельности была проведена градация курсантов и выпускников-офицеров военного института на четыре группы с разными уровнями (высоким, средним, ниже среднего, низким) профессиональной надежности. Результаты. В результате проведенного ретроспективного сравнительного анализа данных психодиагностических обследований 221 курсанта мужского пола из более 200 психодиагностических показателей (шкал) используемых методик были выделены 52 шкальных показателя, статистически достоверно отличающих испытуемых с разными уровнями профессиональной надежности, 21 (58 %) которых имели линейную зависимость от уровня (группы) профессиональной надежности и 7-летнюю глубину прогноза. В зависимости от характера полученных различий одни показатели могут быть использованы в качестве психологических (личностных) предикторов и протекторов профессиональной надежности, в то время как другие – в качестве лимитирующих факторов ее проявления и развития. Научная новизна и практическая значимость полученных психодиагностических показателей определяется возможностью их использования для психологического прогнозирования профессиональной надежности не только курсантов в период обучения в военном вузе, но и офицеров-выпускников в период их профессиональной деятельности в войсках на первичных офицерских должностях, в т. ч. с помощью создания специальных решающих правил прогнозирования (регрессионных уравнений и дискриминантных функций). Кроме того, полученные психодиагностические показатели (шкалы) могут быть корректно экстраполированы в качестве критериев (предикторов, протекторов и лимитирующих факторов) профессиональной надежности на офицерский (начальствующий) состав других государственных правоохранительных силовых структур, включая МВД России, а также использованы для создания алгоритмов (решающих правил) психологического прогнозирования их профессиональной надежности на этапах профессионального психологического отбора, профессионального становления и психологического обеспечения служебной деятельности.

Ключевые слова:
профессиональная надежность, психодиагностические критерии, экспертная оценка, ретроспективный сравнительный анализ, ценностный опросник Шварца, психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО) «Ресурс», психологическое прогнозирование, прогностическая валидность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Федотов А. Ю. Мотивационные факторы профессиональной надежности специалиста силовых структур // Человеческий капитал. – 2019. – № 10 (130). – С. 141–150.

2. Феденко Н. Ф. Очерки по психологии личности советского воина. – Москва: [б. и.], 1966. – 228 с.

3. Талашманова К. А. Диагностика профессиональной надежности субъекта // Инновационная наука. – 2020. – № 5. – С. 177–183.

4. Талашманова К. А. К проблеме понимания профессиональной надежности // Человеческий капитал. – 2020. – № 3 (135). – С. 239–245; https://doi.org/10.25629/HC.2020.03.28.

5. Чекунов А. А., Алексеев А. А. Профессиональная надёжность курсантов военных вузов: к постановке проблемы // Мир науки : сетевое издание. – 2018. – Т. 6. – № 5. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/06PSMN518.pdf.

6. Цветкова И. И., Сиволап А. В. Формирование модели надежности персонала туристкой организации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2017. – № 2 (22). – С. 129–139.

7. Смирнов С. В., Овчар Н. А., Лифанова Е. В., Тодорев А. Н. , Дятлов М. Н. Современные методики психологической диагностики специалистов ответственных и опасных профессий // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 2. – С. 50–54.

8. Стрижов Е. Ю. Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надёжности личности // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 1 (79). – С. 84–88.

9. Мозгунова С. И., Редина Е. А. Эмоциональное выгорание как фактор, снижающий профессиональную надежность пожарных // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – 2018. – № 1 (9). – С. 309–311.

10. Беребин М. А., Григорьева И. Ю. Клинико-психодиагностические основания оценки и прогноза риска нарушений психической адаптации и профессиональной надежности сотрудников правоохранительных органов // Психология. Психофизиология. – 2011. – № 29. – С. 58–68.

11. Дрягалова Е. А., Степанова А. А. Диагностика акмеологического потенциала личности и профессиональной надежности курсантов МВД РФ // Современные проблемы науки и образования : сетевое издание. – 2017. – № 6. – С. 166–174. – URL: https://scienceeducation.ru/ru/issue/view?id=150.

12. Шаповал В. А. Профессиональное психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел: диагностика, прогнозирование, мониторинг : монография. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015. – 296 с.

13. Осадчук О. Л. Взаимосвязь профессиональной надежности и профессионализма педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2013. – № 1 (9). – С. 25–31.

14. Путивцев П. В. О психологической оценке профессиональной надежности персонала госслужбы на этапе профессионального роста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2014. – № 3. – С. 95–102.

15. Abrams H. Human Reliability and Safety in the Handling of Nuclear Weapons // Science & Global Security. – 1991. – Vol. 2. – No 4. – Р. 325–349.

16. Lata V. F., Coates C. Implementation and sustainability of the Russian Federation Ministry of Defense nuclear Personnel Reliability Program / INMM 51st Annual Meeting, Baltimore, Maryland, United States of America, Jul 11–16, 2010. – URL: https://www.ornl.gov/publication/implementation-and-sustainability-russian-federation-ministry-defense-nuclear-personnel.

17. Копылова Н. В., Петров Н. Н. Психологическая надежность в специфике работы охранно-конвойной службы МВД РФ // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – Вып. 4. – С. 12–16.

18. Копылова Н. В., Петров Н. Н. Особенности психологической оценки показателей профессиональной надежности сотрудников охранно-конвойной службы МВД РФ в процессе ее формирования / Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых и их наставников, 15 мая 2018 г. – Тверь: Тверской государственный университет, 2018. – С. 66–70.

19. Гринвальд О. В. Проблема диагностики социально-этической компетентности студентов – будущих юристов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2009. – № 3. – С. 42–45.

20. Батурин Н. А., Вучетич Е. В., Костромина С. Н., Кукаркин Б. А. [и др.] Российский стандарт тестирования персонала (временная версия, созданная для широкого обсуждения в 2015 году). // Организационная психология : электронный журнал. – 2015. – Т. 5. – № 2. – С. 67–138.

Войти или Создать
* Забыли пароль?