Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Академия ФСИН России
г. Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия
аспирант
Рязань, Рязанская область, Россия
Рязань
УДК 159.9 Психология
Введение. В статье представлен теоретико-эмпирический анализ проблемы исследования личностной ответственности в отечественной и зарубежной психологии. Описаны результаты проведенного экспериментального исследования личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Цель исследования состояла в выявлении структурных элементов личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Эмпирическое исследование было проведено в Академии права и управления ФСИН России. В нем приняли участие 165 курсантов с 1-го по 5-й курс. На каждом курсе было по 33 испытуемых. Научная проблема состоит в изучении личностной ответственности курсантов образовательной организации ФСИН России и определении ее структурных элементов. Методы и методики исследования. Для определения структурных элементов личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России использовался следующий комплекс методов и методик: «Многомерно-функциональная диагностика ответственность-110 (ОТВ-110)» (В. П. Прядеин, О. В. Мухлынина); «Методика 16 PF (форма С)» (Р. Кеттелла); «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан); «Опросник нравственной надежности (ОНН)» (Е. Ю. Стрижов); «Тест-опросник самоотношения – ОСО» (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев). В результате проведенного исследования выявлено: в структуру личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России входят: 1) регуляторно-динамический; 2) личностный; 3) мотивационно-смысловой компоненты. Регуляторно-динамический компонент включает эргичность, стеничность, интернальность. Личностный компонент составляют эмоциональная устойчивость, самоотношение, самоконтроль эмоциональных реакций, уровень эмпатии, способность решать личностные и операциональные трудности. Мотивационно-смысловой компонент состоит из социоцентричности, осмысленности, признания ответственности перед нормами, понимания необходимости соблюдения норм, уровня мотивации достижения.
личностная ответственность, структура личностной ответственности, компоненты личностной ответственности, уголовно-исполнительная система, сотрудники, курсанты, образовательные организации, ФСИН России
1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). – Москва: Модэк, 1999. – 216 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – Москва: Мысль, 1991. – 299 с.
3. Ганишина И. С., Коноплин Н. Ю. К вопросу о формировании готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к воспитательной работе с осужденными // Перспективы науки. – 2019. – № 10 (121). – С. 214–216.
4. Заргаров А. В. Методы и методики диагностики личностной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Антропоцентрические науки в образовании: сборник научных статей XVIII Международной научно-практической конференции, Воронеж, 17–19 апреля 2023 года / редкол.: Э. П. Комарова (отв. ред.) [и др.]. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2023. – С. 229–231.
5. Заргаров А. В., Гаврина Е. Е. Влияние профессиональной ответственности на формирование репутации курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Человек: преступление и наказание. – 2023. – Т. 31. – № 3. – С. 477–488.
6. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. – Москва: Айрис-пресс, 2004. – 480 с.
7. Минкина Н. А. Воспитание ответственностью. – Москва: Высшая школа, 1990. – 143 с.
8. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Ленинград: Наука, 1983. – 240 с.
9. Прядеин В. П. Ответственность как системное качество личности : монография. – Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т, 2001. – 200 с.
10. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 352 с.
11. Сафин В. Ф. Психологическая сущность ответственности личности // Теория и практика формирования коммунистического сознания. – Уфа, 1986. – 129 с.
12. Сафин В. Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования. – Уфа: Гилем, 2004. – 258 с.
13. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. – Москва: Политиздат, 1972. – 303 с.
14. Стрижов Е. Ю. Валидность личностного опросника нравственной надежности специалиста // Акмеология. – 2009. – № 3 (31). – С. 67–70.
15. Токарев В. С. Ответственность личности как социально-педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 2. – С. 241 – 255.
16. Леонтьев Д. А. Феномен ответственности: между недержанием и геперконтролем / Экзистенциональное измерение в консультировании и психотерапии. – Бирштонас; Вильнюс: ВЕАЭТ, 2005. – Т. 2. – С. 7–22.
17. Плахотный А. Ф. Проблема социальной ответственности. – Харьков: Вища школа : Изд-во при Харьк. ун-те, 1981. – 190 с.
18. Калашникова М. М. Психология ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях : монография. – Рязань : Академия ФСИН России, 2015. – 171 с.