Криминологическая обоснованность внесения изменений в уголовный закон: использование статистики и роль средств массовой информации
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Фундаментом стратегической деятельности государства по борьбе с преступностью (уголовной политики) выступает совокупность исходных данных криминологического и социального характера, объективность (соответствие истине) которых зачастую справедливо подвергается сомнению, в связи с чем не теряют своей актуальности вопросы поиска и выбора источников формирования уголовной политики в целях достижения требования криминологической обоснованности. Методы. В основе методологии исследования диалектический материализм, применяемые общенаучные (системно-структурный и формально-логический, индуктивный и дедуктивный, анализ и синтез) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы. Результаты. Несмотря на то, что масштабы криминологически значимой информации достаточно велики, препятствием на пути формирования криминологически обоснованной уголовной политики является отсутствие необходимого объема объективных данных о преступности. Признавая, что сами по себе те или иные показатели необходимо правильно интерпретировать (в том числе во взаимосвязи и взаимообусловленности), можно утверждать, что для корректного криминологического прогнозирования необходима соответствующая методологическая основа, недвусмысленно указывающая на то, каким образом необходимо обрабатывать значимую для борьбы с преступностью информацию. Признавая проблему латентности преступности, стоит подчеркнуть необходимость поиска инструментов объективизации данных о преступности. В частности, стоит обратить внимание на перспективность комплексного подхода к анализу криминальных явлений, включающего как минимум «перекрестные сверки» данных различных органов государственной власти и негосударственных структур (при условии уверенности в объективности представляемых ими сведений). При внесении изменений в уголовный закон признается обоснованным использование данных официальной статистики в качестве базового источника информации. Особую значимость приобретает вопрос поиска альтернативных источников информации, каковыми в настоящее время все чаще называют социальные ожидания.

Ключевые слова:
уголовная политика, формирование уголовной политики, уголовно- правовая политика, криминологическая обоснованность, официальная статистика, латентность преступности, средства массовой информации
Список литературы

1. Лопашенко Н. А. Уголовная политика. – Москва: Волтерс Клувер, 2009. – 579 с.

2. Ендольцева А. В., Ендольцева Ю. В., Платонова Н. И. Базовые начала уголовной политики: от теоретических рассуждений к de lege ferеnda // Всероссийский криминологический журнал. – 2019. – Т. 13. – № 4. – С. 641–650; doi:https://doi.org/10.17150/2500-4255.2019.13(4).641-650.

3. Бабаев М. М., Пудовочкин Ю. Е. Концентрация репрессии как принцип уголовной политики // Уголовное право. – 2010. – № 4. – С. 109–115.

4. Бойко А. И. Диалектика стабильности и изменчивости уголовного закона // Вопросы правовой теории и практики : сборник научных трудов / отв. ред. В. В. Векленко. – Омск: Омская академия МВД России, – 2017. – Вып. 12. – С. 24–31.

5. Побегайло Э. Ф. Тенденции современной преступности и кризис российской уголовной политики // Публичное и частное право. – 2011. – № 4. – С. 47–66.

6. Лесников Г. Ю. Проблемы соотношения уголовной политики и уголовного права // Научные ведомости. – 2008. – № 8. – С. 73–76.

7. Лунеев В. В. Соотношение криминальных реалий с теорией права в России // Пролог : журнал о праве. – 2014. – Т. 2. – № 4. – С. 45–52.

8. Лунеев В. В. О криминолого-аналитическом и системном подходе к законотворчеству // Криминология: вчера, сегодня, завтра. – 2014. – № 4. – С. 14–25.

9. Баранов А. А., Денисов Н. Л. Латентность преступлений и влияние на нее уголовной политики // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2015. – № 4. – С. 35–37.

10. Репецкая А. Л. Убийства в России: методика определения латентного массива // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2019. – № 32. – С. 55–68; doi:https://doi.org/10.17223/22253513/32/5.

11. Лунеев В. В. Латентной криминальности необходим системный мониторинг // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2010. – № 3. – С. 41–49.

12. Иванов П. И., Шегабудинов Р. Ш. Экономическая и коррупционная преступность и ее латентность как объект криминологического изучения // Вестник экономической безопасности. – 2017. – № 3. – С. 111–120.

13. Бабаев М. М. Неопределенность и проблемы правоприменения // Человек: преступление и наказание. – 2017. – Т. 25. – № 1. – С. 12–19.

14. Бабаев М. М., Пудовочкин Ю. Е. Изменения российского уголовного закона и их уголовно-политическая оценка // Государство и право. – 2012. – № 8. – С. 35–45.

15. Пудовочкин Ю. Е. Закономерности формирования и развития российской уголовной политики в условиях глобализации // Журнал российского права. – 2017. – № 3. – С. 82–91.

16. Лесников Г. Ю. Полинормативность уголовной политики // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – 2009. – № 2. – С. 72–78.

17. Гайдай М. К., Грозин С. Ю. Роль СМИ в оценке деятельности полиции // Юристъ-Правоведъ. – 2020. – № 3. – С. 195–198.

18. Речков М. П. К вопросу о правовых ограничениях свободы российских средств массовой информации // Вопросы теории и практики журналистики. – 2015. – № 2. – С. 127–138; doi: 10/17150/2308-6203.2015.4(2).127-138.

Войти или Создать
* Забыли пароль?