Обоснование применения метода «садовой терапии» для коррекции и профилактики девиантного поведения
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проблемы коррекции и профилактики девиантного поведения – один из основных вопросов и вызовов для современного общества. Такое девиантное поведение, как агрессия, наркомания, преступления, сексуальные девиации и другие асоциальные проявления, оказывает негативное влияние на различные сферы жизни людей, включая семью, образование, работу и общество в целом. В настоящее время изыскиваются различные фармацевтические и немедикаментозные подходы для купирования или смягчения девиантного поведения. Цель данной работы, опираясь на собственные исследования, а также на ряд результатов отечественного и зарубежного опыта, обосновать возможность более широкого применения «садовой терапии» как междисциплинарного немедикаментозного метода коррекции и профилактики девиантного поведения. Авторы опирались на методы междисциплинарных работ на стыке биологии, ботаники, социальных наук и психологии, а также на изучение опыта «садовой терапии» более чем в 200 ботанических садах и их аналогах в 32 странах мира, практики применения в отношении детей и подростков, требующих особых методов воспитания, а также осужденных лиц, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН России). Результаты исследований и практический опыт показали, что «садовая терапия» как немедикаментозный метод имеет значительный потенциал в работе с лицами, отличающимися девиантным поведением. Его применимость связана с тем, что регулярное участие в специальных садовых занятиях способствует развитию умений преодолевать стресс, справляться с жизненными вызовами, укрепляет навыки саморегуляции и самоконтроля, развивает терпение, тщательность и постоянство, что формирует у участников дисциплинированное и ответственное поведение, коммуникационные навыки и способности к сотрудничеству, навыки конструктивного социального взаимодействия. Обосновывается возможность применения «садовой терапии» для людей с особыми причинами девиации поведения, включая участников и ветеранов войны, членов их семей. Делается вывод о перспективности и возможности его использования для адаптации и реабилитации этой категории лиц, которым оказывается помощь в обретении позитивных и здоровых способов справляться с посттравматическими и жизненными вызовами.

Ключевые слова:
садовая терапия, девиантное поведение, ветераны войны, коррекция, профилактика
Список литературы

1. Иванова, И. А. (2016). Психологические особенности пожилых как объект социальной реабилитации ветеранов труда. Ученые записки Российского государственного социального университета, 15 (3 (136)), 72-79.

2. Койгерова, А. А. (2019). Развитие садовой терапии, как метода лечения лиц, страдающих расстройствами психики. Colloquium-journal, 9-3 (33). 7-8.

3. Кузеванов, В. Я. (2023). Эра расцвета ботанических садов, или неустойчивое развитие? В С. А. Сенатор, В. П. Упелниек (ред.), Наследие академика Н. В. Цицина: Ботанические сады. Отдалённая гибридизация растений и животных: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 125-летию академика Н. В. Цицина (Москва, 3-7 июля 2023 г., стр. 23-29). Москва: Издательство.https://doi.org/10.35102/cbg.2023.63.17.008

4. Кузеванов, В. Я., Малев, А. В., Григорьева, В. М., Штатнова, А. В., Шамсутдинов, А. Ф., Энхтуйяа, Л., Очгэрэл, Н. (2022). Антикризисная роль зооботанических и ботанических садов в условиях современных угроз и вызовов. В Т. И. Грабельных (науч. ред.), Методология предотвращения угроз в XXI веке: сборник научных трудов (г. Иркутск, стр. 432-440). Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета.

5. Куликов, В. (2011, 23 марта). В российских колониях разбивают зимние сады для перевоспитания арестантов. Российская газета. Получено из: https://www.rg.ru/2011/03/23/kolonia-site.html

6. Любавина, Э. В., Середина, О. В. (2018). Практика применения технологии «гарденотерапия» в условиях психоневрологического интерната. Отечественный журнал социальной работы, 2 (73), 41-50.

7. Святковская, Е. А., Гонтарь, О. Б., Тростенюк, Н. Н., Калашникова, И. В., Жиров, В. К. (2015). Гарденотерапия как составная часть социальной адаптации и профориентации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 3, 244-262.

8. Сизых, С. В., Кузеванов, В. Я., Белозерская, С. И., Песков, В. П. (2006). Садовая терапия: использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации: справочно-методическое пособие. Издательство Иркутского государственного университета. https://clck.ru/32s3XM

9. Сизых, С. В., Песков, В. П., Карнышев, А. Д. и др. (2014). Садовая терапия: монография. Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета.

10. Сикорская, Л. Е. (2016). Гарденотерапия. В Е. И. Холостова (отв. ред.), Российская энциклопедия социальной работы (стр. 148-149). Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К».

11. Airhart, D. L., Willis, T., & Westrick, P. (1987). Horticultural Training for Adolescent Special Education Students. Journal of Therapeutic Horticulture, 2, 17-22.

12. Barnes, M. (1996). Designing for Emotional Restoration: Understanding Environmental Cues. Journal of Therapeutic Horticulture, 8, 811-814.

13. Cornille, T. A., Rohrer, G. E., Phillips, S. G., & Mosier, J. G. (1987). Horticultural Therapy in Substance Abuse Treatment. Journal of Therapeutic Horticulture, 2, 3-8.

14. Daubert, J. R., & Rothert, E. A. (1981). Horticultural Therapy for the Mentally Handicapped. Chicago: Chicago Horticultural Society.

15. Detweiler, M. B, Self, J. A, Lane, S., Spencer, L., Lutgens, B., Kim, D. Y., Halling, M. H., Rudder, T. C., & Lehmann, L. P. (2015). Horticultural therapy: a pilot study on modulating cortisol levels and indices of substance craving, posttraumatic stress disorder, depression, and quality of life in veterans.AlternTher Health Med, 21 (4), 36-41. PMID: 26030115.

16. Durham, R. A., & Kenline, N. G. (1996). The Walter and Alice Borgeest Garden at Friends Hospital. Journal of Therapeutic Horticulture, 8, 53-55.

17. Houseman, D. (1986). Developing Links between Horticultural Therapy and Aging. Journal of Therapeutic Horticulture, 1, 9-14.

18. Kuo, F. E., & Sullivan, W. C. (2001). Aggression and Violence in the Inner City: Effects of Environment via Mental Fatigue. Environment and Behavior, 33 (4), 543-571.https://doi.org/10.1177/00139160121973124

19. Langer, E. J., & Rodin, J. (1976). The Effects of Choice and Enhanced Personal Responsibility for the Aged: A Field Experiment in an Institutional Setting. Journal of Personality and Social Psychology, 34 (2), 191-198. https://doi.org/10.1037/0022-3514.34.2.191

20. Marshall, C. T., Pittsburgh, P., & Rothert, G. (1999). The Buehler Enabling Garden: Gardening for People of All Abilities. Chicago: Chicago Botanic Garden. Retrieved from: https://clck.ru/35bPC4 (accessed: 01.10.2023).

21. Meore, A., Sun, S., & Byma, L. et al. (2021). Pilot evaluation of horticultural therapy in improving overall wellness in veterans with history of suicidality. Complementary Therapies in Medicine, 59, 102728. https://doi.org/10.1016/j. ctim.2021.102728

22. Relf, D. (1990). The Role of Horticulture in Human Well-Being and Social Development: a National Symposium. Portland, Oregon: Timber Press.

23. Rothert, G. (1994). The Enabling Garden: Creating Barrier-Free Gardens. Dallas: Taylor Trade Publishing.

24. Simson, S. P., & Straus, M. C. (2003). Horticulture as Therapy. New York: CRC Press.

25. Improving veteran’s mental health through horticulture. (n. d.) Veterans’ Growth. Retrieved from: https://veteransgrowth. org/ (accessed: 04.09.23).

26. Vitale, A., Byma, L., & Sun, S. et al. (2021). Effectiveness of Complementary and Integrative Approaches in Promoting Engagement and Overall Wellness Toward Suicide Prevention in Veterans. Journal of Alternative and Complementary Medicine. 27 (S1), 14-27. http://doi.org/10.1089/acm.2020.0245


Войти или Создать
* Забыли пароль?