Обоснование применения метода «садовой терапии» для коррекции и профилактики девиантного поведения
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проблемы коррекции и профилактики девиантного поведения – один из основных вопросов и вызовов для современного общества. Такое девиантное поведение, как агрессия, наркомания, преступления, сексуальные девиации и другие асоциальные проявления, оказывает негативное влияние на различные сферы жизни людей, включая семью, образование, работу и общество в целом. В настоящее время изыскиваются различные фармацевтические и немедикаментозные подходы для купирования или смягчения девиантного поведения. Цель данной работы, опираясь на собственные исследования, а также на ряд результатов отечественного и зарубежного опыта, обосновать возможность более широкого применения «садовой терапии» как междисциплинарного немедикаментозного метода коррекции и профилактики девиантного поведения. Авторы опирались на методы междисциплинарных работ на стыке биологии, ботаники, социальных наук и психологии, а также на изучение опыта «садовой терапии» более чем в 200 ботанических садах и их аналогах в 32 странах мира, практики применения в отношении детей и подростков, требующих особых методов воспитания, а также осужденных лиц, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН России). Результаты исследований и практический опыт показали, что «садовая терапия» как немедикаментозный метод имеет значительный потенциал в работе с лицами, отличающимися девиантным поведением. Его применимость связана с тем, что регулярное участие в специальных садовых занятиях способствует развитию умений преодолевать стресс, справляться с жизненными вызовами, укрепляет навыки саморегуляции и самоконтроля, развивает терпение, тщательность и постоянство, что формирует у участников дисциплинированное и ответственное поведение, коммуникационные навыки и способности к сотрудничеству, навыки конструктивного социального взаимодействия. Обосновывается возможность применения «садовой терапии» для людей с особыми причинами девиации поведения, включая участников и ветеранов войны, членов их семей. Делается вывод о перспективности и возможности его использования для адаптации и реабилитации этой категории лиц, которым оказывается помощь в обретении позитивных и здоровых способов справляться с посттравматическими и жизненными вызовами.

Ключевые слова:
садовая терапия, девиантное поведение, ветераны войны, коррекция, профилактика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Иванова, И. А. (2016). Психологические особенности пожилых как объект социальной реабилитации ветеранов труда. Ученые записки Российского государственного социального университета, 15 (3 (136)), 72-79.

2. Койгерова, А. А. (2019). Развитие садовой терапии, как метода лечения лиц, страдающих расстройствами психики. Colloquium-journal, 9-3 (33). 7-8.

3. Кузеванов, В. Я. (2023). Эра расцвета ботанических садов, или неустойчивое развитие? В С. А. Сенатор, В. П. Упелниек (ред.), Наследие академика Н. В. Цицина: Ботанические сады. Отдалённая гибридизация растений и животных: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 125-летию академика Н. В. Цицина (Москва, 3-7 июля 2023 г., стр. 23-29). Москва: Издательство.https://doi.org/10.35102/cbg.2023.63.17.008

4. Кузеванов, В. Я., Малев, А. В., Григорьева, В. М., Штатнова, А. В., Шамсутдинов, А. Ф., Энхтуйяа, Л., Очгэрэл, Н. (2022). Антикризисная роль зооботанических и ботанических садов в условиях современных угроз и вызовов. В Т. И. Грабельных (науч. ред.), Методология предотвращения угроз в XXI веке: сборник научных трудов (г. Иркутск, стр. 432-440). Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета.

5. Куликов, В. (2011, 23 марта). В российских колониях разбивают зимние сады для перевоспитания арестантов. Российская газета. Получено из: https://www.rg.ru/2011/03/23/kolonia-site.html

6. Любавина, Э. В., Середина, О. В. (2018). Практика применения технологии «гарденотерапия» в условиях психоневрологического интерната. Отечественный журнал социальной работы, 2 (73), 41-50.

7. Святковская, Е. А., Гонтарь, О. Б., Тростенюк, Н. Н., Калашникова, И. В., Жиров, В. К. (2015). Гарденотерапия как составная часть социальной адаптации и профориентации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 3, 244-262.

8. Сизых, С. В., Кузеванов, В. Я., Белозерская, С. И., Песков, В. П. (2006). Садовая терапия: использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации: справочно-методическое пособие. Издательство Иркутского государственного университета. https://clck.ru/32s3XM

9. Сизых, С. В., Песков, В. П., Карнышев, А. Д. и др. (2014). Садовая терапия: монография. Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета.

10. Сикорская, Л. Е. (2016). Гарденотерапия. В Е. И. Холостова (отв. ред.), Российская энциклопедия социальной работы (стр. 148-149). Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К».

11. Airhart, D. L., Willis, T., & Westrick, P. (1987). Horticultural Training for Adolescent Special Education Students. Journal of Therapeutic Horticulture, 2, 17-22.

12. Barnes, M. (1996). Designing for Emotional Restoration: Understanding Environmental Cues. Journal of Therapeutic Horticulture, 8, 811-814.

13. Cornille, T. A., Rohrer, G. E., Phillips, S. G., & Mosier, J. G. (1987). Horticultural Therapy in Substance Abuse Treatment. Journal of Therapeutic Horticulture, 2, 3-8.

14. Daubert, J. R., & Rothert, E. A. (1981). Horticultural Therapy for the Mentally Handicapped. Chicago: Chicago Horticultural Society.

15. Detweiler, M. B, Self, J. A, Lane, S., Spencer, L., Lutgens, B., Kim, D. Y., Halling, M. H., Rudder, T. C., & Lehmann, L. P. (2015). Horticultural therapy: a pilot study on modulating cortisol levels and indices of substance craving, posttraumatic stress disorder, depression, and quality of life in veterans.AlternTher Health Med, 21 (4), 36-41. PMID: 26030115.

16. Durham, R. A., & Kenline, N. G. (1996). The Walter and Alice Borgeest Garden at Friends Hospital. Journal of Therapeutic Horticulture, 8, 53-55.

17. Houseman, D. (1986). Developing Links between Horticultural Therapy and Aging. Journal of Therapeutic Horticulture, 1, 9-14.

18. Kuo, F. E., & Sullivan, W. C. (2001). Aggression and Violence in the Inner City: Effects of Environment via Mental Fatigue. Environment and Behavior, 33 (4), 543-571.https://doi.org/10.1177/00139160121973124

19. Langer, E. J., & Rodin, J. (1976). The Effects of Choice and Enhanced Personal Responsibility for the Aged: A Field Experiment in an Institutional Setting. Journal of Personality and Social Psychology, 34 (2), 191-198. https://doi.org/10.1037/0022-3514.34.2.191

20. Marshall, C. T., Pittsburgh, P., & Rothert, G. (1999). The Buehler Enabling Garden: Gardening for People of All Abilities. Chicago: Chicago Botanic Garden. Retrieved from: https://clck.ru/35bPC4 (accessed: 01.10.2023).

21. Meore, A., Sun, S., & Byma, L. et al. (2021). Pilot evaluation of horticultural therapy in improving overall wellness in veterans with history of suicidality. Complementary Therapies in Medicine, 59, 102728. https://doi.org/10.1016/j. ctim.2021.102728

22. Relf, D. (1990). The Role of Horticulture in Human Well-Being and Social Development: a National Symposium. Portland, Oregon: Timber Press.

23. Rothert, G. (1994). The Enabling Garden: Creating Barrier-Free Gardens. Dallas: Taylor Trade Publishing.

24. Simson, S. P., & Straus, M. C. (2003). Horticulture as Therapy. New York: CRC Press.

25. Improving veteran’s mental health through horticulture. (n. d.) Veterans’ Growth. Retrieved from: https://veteransgrowth. org/ (accessed: 04.09.23).

26. Vitale, A., Byma, L., & Sun, S. et al. (2021). Effectiveness of Complementary and Integrative Approaches in Promoting Engagement and Overall Wellness Toward Suicide Prevention in Veterans. Journal of Alternative and Complementary Medicine. 27 (S1), 14-27. http://doi.org/10.1089/acm.2020.0245


Войти или Создать
* Забыли пароль?