с 01.01.2022 по 01.01.2023
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
г. Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 159.9.072 Психологические исследования, опыты, эксперименты, тесты, измерения
Введение. В статье обсуждается значимость служебной лояльности как перспективного психологического ресурса, который можно использовать в профилактике дисциплинарных нарушений сотрудниками органов внутренних дел. Лояльность как структурный компонент личностной надежности сотрудников представляет собой значимую характеристику личности динамического характера, что позволяет обеспечить ее формирование и развитие в профессиональной деятельности. Методы исследования. В исследовании применялись общенаучные методы теоретического анализа, эмпирические методы, методы психологической практики (тренинг), психодиагностические методики: анкета-опросник Дж. Мейера и Н. Аллен «Шкала организационной лояльности», методика измерения лояльности С. С. Баранской, методика «Возможность реализации мотивов» В. И. Доминяка, тест «Правосознание» Л. А. Ясюковой. Математическая обработка результатов включала методы описательного, сравнительного и факторного анализа с помощью статистического пакета «SPSS Statistics ver. 22.0», с использованием U-критерия Манна-Уитни. Результаты. Определены возможности служебной лояльности как личностного ресурса, обеспечивающего решение задач профилактики дисциплинарных нарушений сотрудниками органов внутренних дел. Установлены особенности лояльности сотрудников, имеющих дисциплинарные взыскания, отражающие низкий уровень аффективной, продолженной и нормативной лояльности, лояльности труду, оценки возможностей реализации мотивов. Выявлена факторная структура лояльности, в которой ведущими выступают ценности профессиональной деятельности, лояльность профессии, психологическое благополучие и социальное принятие, лояльность труду и профессиональному сообществу, удовлетворенность деятельностью и организационной культурой. Проанализированы результаты психологического тренинга, направленного на формирование и развитие лояльности. Были выявлены статистически достоверные, значимые сдвиги (при р ≤ 0,05) в показателях лояльности сотрудников, принимавших участие в психокоррекционной работе, доказывающие возможность изменения лояльного отношения сотрудников.
служебная лояльность, психологические ресурсы служебной лояльности, профилактика дисциплинарных нарушений, тренинг формирования и развития лояльности
1. Баранская, С. С. (2011). Методика измерения лояльности. Психологические исследования, 4 (15). https://doi.org/10.54359/ps.v4i15.867
2. Голубков, С. В. (2004). Лояльность персонала компании: психологическая структура, формирование и методика измерения. Управление персоналом, 10 (87), 62–64.
3. Гончарова, Н. А., Сарсенова А. А. (2020). Значение служебной лояльности в обеспечении личностной надежности сотрудников органов внутренних дел. В А. А. Рожков (ред.), Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2020): материалы международной научно-практической конференции, (Санкт-Петербург, 23 апреля 2020 года, стр. 128–131). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
4. Горностаев, С. В. (2016). Служебная лояльность сотрудников как научная проблема и фактор обеспечения безопасности и эффективности в функционировании уголовноисполнительной системы. Человек: преступление и наказание, 1 (92), 133–138.
5. Доминяк, В. И. (2006). Организационная лояльность: основные подходы. Менеджер по персоналу, 4, 34–40.
6. Душкин, А. С., Щелкушкина, Е. А. (2015). Психолого-правовой анализ причин, условий и факторов нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции. Прикладная юридическая психология, 1, 89–99.
7. Кубышко, В. Л. (2008). Психологическое обеспечение профилактики нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел. Под ред. В. Л. Кубышко. В Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть. Психологическая служба в правоохранительных органах (стр. 40–45). Москва.
8. Магура, М. И., Курбатова, М. Б. (2001). Современные персонал-технологии. Москва: Бизнес-шк. «Интел-Синтез».
9. Медведицкова, Л. В. (2019). Дисциплинированность сотрудника органов внутренних дел: содержание и пути формирования в процессе профессиональной подготовки. Мир науки, культуры, образования, 5 (78), 218-220. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00091
10. Сарсенова, А. А. (2023). Служебная лояльность в структуре личностной надёжности сотрудников органов внутренних дел: дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург. URL: https://mvd.ru/upload/site125/dissertaciy/2023/5.3.9./sarsenova_a_a/Dissertatsiya_Sarsenova_.pdf
11. Сочивко, Д. В., Бондырева, С. К. (2019). Методология и метод исследования просоциального поведения. Прикладная юридическая психология, 4 (49), 23–33.
12. Сочивко, Д. В. (2020). Психодинамика экзистенциально-личностных трансформаций личности в процессе обучения и службы в закрытых социальных системах. Прикладная юридическая психология, 2 (51), 24–33.
13. Arnold, H. J., & Feldman, D. C. (1982). A multivariate analysis of the determinants of job turnover. Journal of Applied Psychology, 67 (3), 350–360. https://doi.org/10.1037/0021-9010.67.3.350
14. Buchanan, B. (1974). Building organizational commitment: The socialization of managers in work organizations. Administrative Science Quarterly, 19 (4), 533–546. https://doi.org/10.2307/2391809
15. Meyer, J. P., & Allen, N. J. (1984). Testing the “side-bet theory” of organizational commitment: Some methodological considerations. Journal of Applied Psychology, 69 (3), 372–378. https://doi.org/10.1037/0021-9010.69.3.372
16. Wiener, Y., & Gechman, A. S. (1977). Commitment: A behavioral approach to job involvement. Journal of Vocational Behavior, 10 (1), 47–52. https://doi.org/10.1016/0001-8791(77)90041-0
17. Michaels, C. E., & Spector, P. E. (1982). Causes of employee turnover: A test of the Mobley, Griffeth, Hand, and Meglino model. Journal of Applied Psychology, 67 (1), 53–59. https://doi.org/10.1037/0021-9010.67.1.53
18. Reilly, R. R., Brown, B., Blood, M. R., & Malatesta, C. Z. (1981). The Effects of Realistic Previews: A Study and Discussion of the Literature. Personnel Psychology, 34 (4), 823–834. https://doi.org/10.1111/j.1744-6570.1981.tb01433.x
19. Sager, J. K., & Johnston, M. W. (2013). Antecedents and Outcomes of Organizational Commitment: A Study of Salespeople. Journal of Personal Selling and Sales Management, 9 (1), 30–41. https://api.semanticscholar.org/CorpusID:140953322
20. Stumpf, S. A., & Hartman, K. (1984). Individual Exploration to Organizational Commitment or Withdrawal. Academy of Management Journal, 27 (2), 308–329.