Россия
УДК 37.013 Общая теория воспитания и обучения. Отдельные направления педагогики
Введение. Актуальность вопросов применения технологий развивающего обучения и воспитания в процессе освоения гуманитарных дисциплин в образовательных организациях МВД России очевидна. В период проведения учебных занятий, научно-исследовательской работы и воспитательных мероприятий формируются мировоззренческие ориентиры курсантов и слушателей, определяется ценностное содержание будущей профессиональной деятельности. В настоящей статье автор раскрывает вопросы происхождения теории «воспитывающего обучения», прослеживает основные тенденции ее развития в европейской и отечественной педагогической науке, делает выводы о необходимости использования технологий развивающего обучения и воспитания в этой сфере педагогической деятельности. В работе рассматривается практика реализации данных технологий на примере проведения учебных занятий по дисциплинам гуманитарного цикла с курсантами и слушателями Санкт-Петербургского университета МВД России. Методы. В исследовании применялись общенаучный диалектический метод; теоретические и познавательные методы познания и обработки информации – обобщения, систематизации, классификации, сравнения; эмпирический метод анализа содержания проводимых учебных занятий. Результаты. Основные положения статьи были доложены автором в рамках обмена педагогическим опытом на научно-методическом семинаре «Педагогические стратегии воспитания личности в контексте реализации образовательных программ», проведенного 14 ноября 2023 г. на базе Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя. В работе семинара принял участие заместитель министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции В. Л. Кубышко, руководители и ведущие ученые всех вузов системы МВД России и ряда гражданских образовательных организаций в сфере гуманитарного и правового знания. Проведенное исследование показывает, что внедрение технологий развивающего обучения и воспитания в образовательную деятельность в системе вузов МВД России позволяет оказывать активное воздействие на формирование государственно-патриотического мировоззрения обучающихся, повышение уровня правовой и нравственной культуры личности.
воспитывающее обучение, мировоззренческие ценности, педагогика, образование, воспитание, обучение, технологии, патриотизм, гражданственность
1. Южанинова Е. В. «Лучший педагог среди философов, лучший философ среди педагогов»: к 245-летию со дня рождения Иоганна Фридриха Гербарта // Историко-педагогический журнал. – 2022. – № 1. – С. 69–80.
2. Скрябина Т. О. Педагогические взгляды Джона Локка // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2020. – № 3 (28). – С. 134–136; https://doi.org/10.36809/2309-9380-2020-28-133-136.
3. Моносзон Э. И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. – Москва: Педагогика, 1978. – 200 с.
4. Амонашвили Ш. А. Воспитательная образовательная функция оценки учения школьников. – Москва: Педагогика, 1984. – 298 с.
5. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : Методические основы. – Москва: Просвещение, 1982. – 192 с.
6. Коротов В. М. Воспитывающее обучение – Москва: Просвещение, 1980. – 192 с.
7. Лихачев Б. Т. Реализация комплексного подхода к воспитательной работе с учащимися средней школы // Советская педагогика. – 1980. – № 12. – С. 78–89.
8. Скаткин М. Н., Цетлин В. С., Краевский В. В. [и др.] Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. – Москва: Педагогика, 1983. – 352 с.
9. Козлова Н. И. Развитие теории воспитывающего обучения в истории отечественной педагогической науки // Вестник Читинского государственного университета. – 2007. – № 4 (45). – С. 128–133.
10. Кумарин В. В. Как воспитывающее обучение окончательно изгнало из школы воспитание // Народное образование. – 2000. – № 8. – С. 183–199.
11. Новиков В. Н., Рудаев С. А. Реализация технологий воспитывающего обучения в образовательном процессе современного высшего военно-учебного заведения // Человеческий капитал. – 2022. – № 1 (157). – С. 145–154; https://doi.org/10.25629/HC.2022.01.15.
12. Ильин Г. Л. Развивающее обучение или развивающее образование // Педагогика и психология образования. – 2009. – № 4. – С. 90–101.
13. Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология : монография. – 3-е изд., доп. и перераб. – Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2019. – 372 с.
14. Коповая О. В., Ерофеева М. А., Шанин С. В. Профессиональная культура педагога как условие организации эффективного педагогического взаимодействия // Прикладная психология и педагогика. – 2021. – Т. 6. – № 4. – С. 12–24.
15. Зверев С. Э. Извлекая из забвения. Воспитывающее обучение: история и современность // Вестник военного образования. – 2018. – № 4 (13). – С. 95–99.
16. Зотова О. А. Педагогические идеи И.Ф. Гербарта // Форум молодых ученых. – 2019. – № 11 (39). – С. 164–166.
17. Напольских Н. Б. Понятие «воспитывающее обучение» в контексте современного образования // Science of Europe. – 2020. – № 52-4 (52). – С. 25–27.