Россия
Свердловская область, Россия
Россия
УДК 159.9.07 Психологические исследования
ГРНТИ 15.81 Прикладная психология
ОКСО 37.03.01 Психология
ББК 88 Психология
ТБК 834 Прикладная психология
BISAC PSY PSYCHOLOGY
Введение. В рамках данного исследования были рассмотрены понятия «вандализм» и «вандальное поведение», а также определены психологические характеристики личности, детерминирующие вандальные действия у подростков. Авторы подчеркивают разрушительные последствия данных действий, однако их мотивы и содержание могут существенно отличаться. Особое внимание уделяется проблеме распространения вандального поведения в молодежной среде (среде обучающихся). Результаты теоретического анализа показывают, что в современной практике прослеживается дефицит программ профилактики вандального поведения, что и является, по мнению авторов, проблемой исследования. Методы. В исследовании приняли участие 354 обучающихся школ из 8 субъектов Российской Федерации. Сбор эмпирических данных осуществлялся дистанционно, с помощью четырех стандартизированных диагностических методик. Полученные данные были обработаны с помощью методов математико-статистического анализа данных (частотный анализ, описательная статистика, сравнительный анализ, регрессионный анализ). Результаты. В результате было выявлено, что акты школьного вандализма свидетельствуют не только о дефицитах самой образовательной среды, но и могут сигнализировать о наличии психологических проблем у отдельных обучающихся. Так, профилактическая работа в образовательных организациях должна включать предупреждение вандальной активности и учитывать типичные механизмы, такие как агрессивные стратегии поведения и отсутствие личных целей в жизни, которые влияют на подобное поведение подростков. Основываясь на полученных эмпирических данных, авторы определили основные направления предупреждения и профилактики вандального поведения в образовательной среде, уточнили и обосновали конкретные формы профилактической работы.
вандализм, вандальное поведение, виды вандального поведения, профилактика, методы профилактики, тренинг
1. Беляева Ю. В. Коррекционно-развивающая работа: теоретические аспекты // Наука и современность. – 2014. – № 32-1. – С. 83–87.
2. Беребин М. А., Мясищева В. Н. Концепция отношений и теория психической адаптации личности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2008. – № 33 (133). – С. 18–26.
3. Ватова Л. С. Психологические особенности личностей вандалов из среды молодежи и коррекционно-профилактической работы с ними // Психологическая наука и образование. – 2002. – № 4. – С. 27–37.
4. Ватова Л. С. Социально-психологические основания молодежного вандализма и его профилактика. – Москва : НИИ шк. технологий : Народное образование, 2006. – 295 с
5. Волкова Е. Н., Митицина Е. А. Обзор психологических исследований вандализма детей и подростков как основа проектирования программ профилактики в образовательной среде // Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8. – № 3. – URL : https://www.mininvestnik.ru/jour/article/view/1126 (дата обращения: 12.11.2023).
6. Волкова Л. А. Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – № 6-1. – С. 120–124.
7. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Возможности диагностики мотивов вандального поведения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2011. – Вып. 15. – № 42 (259). – С. 35–40.
8. Воробьева И. В., Кружкова О. В., Руденкин Д. В. Вандализм молодежи как особенность и риск современной социализации // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 11. – С. 30–36.
9. Воробьева И. В., Матвеева А. И. Современная образовательная среда: анализ рисков вандального поведения подростков / Современный учитель – взгляд в будущее : международный научно-образовательный форум. – Екатеринбург : [б. и.], 2023. – Ч. 1. – C. 102–106.
10. Гурова О. В. Вандальное поведение подростков как правовая и психологическая проблема // Образование и наука. – 2018. – Т. 20. – № 10. – С. 76–94; doi:https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-76-94.
11. Девятовская И. В., Блинова О. А. Школьный вандализм: анализ опыта России и Германии // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 6. – С. 178–184; doi:https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_21.
12. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. – 2017. – Т. 28. – № 1. – С. 115–124.
13. Зотова М. В. Профилактика семейной дезадаптации как аспект социальной работы / Актуальные вопросы социально-психологических исследований: сборник научных и учебно-методических статей. – Москва : Перо, 2015. – С. 42–53.
14. Кочламазашвили Л. Г., Фурманов И. А. Мотивация вандального поведения юношей и девушек с различной склонностью к отклоняющемуся поведению // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. – Минск : РИВШ, 2017. – № 17-3. – С. 166–174.
15. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – Москва : Изд-во МГУ, 1982. – 168 с.
16. Рейн Н. А. Социально-психологический тренинг как форма активного обучения // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2014. – № 2. – С. 47–53.
17. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. – 2015. – № 3. – С. 95–129.
18. Bazrafshan M.-R., Abdi A., Masmouei В., Kavi E. The Relation of Social Happiness and Adjustment with Vandalistic Behaviour of the Children and Young Adults in the Families under Supervision of Welfare Office // Journal of Clinical and Diagnostic Research. – 2018. – Vol. 12. – № 8. – P. 5–9; doi:https://doi.org/10.7860/JCDR/2018/35184.11916.
19. Bradshaw C. P., Milam A. J., Furr-Holden C. D. M. The School assessment for environmental typology (safety): an observational measure of the school environment // American Journal of Community Psychology. – 2015. – Vol. 56. – №. 3-4. – Р. 280–292; doi:https://doi.org/10.1007/s10464-015-9743-x.
20. Csemy L., Hrachovinova T., Cap P. Aggressive behaviour of adolescents: prevalence and analysis of the role of family, peer and school-related factors // Ceskoslovenska Psychology. – 2014. – № 58 (3). – P. 242–253.
21. Ervasti J., Kivimaki M., Puusniekka R., Luopa P., Pentti J., Suominen S., Vahtera J., Virtanen M. Association of pupil vandalism, bullying and truancy with teachers’ absence due to illness: a multilevel analysis // Journal of School Psychology. – 2012. – № 50 (3). – P. 347–361; doi:https://doi.org/10.1016/j.jsp.2011.11.006.
22. Horowitz T., Tobaly D. School vandalism: individual and social context // Adolescence. – 2003. – № 38 (149). – P. 131–139.
23. Johnson K. D. School vandalism and break-ins. Problem-oriented guides for police. Problem-Specific Guides Series № 35. Washington: US Department of Justice, 2005. – 80 p.
24. Moyo G., Khewu N. P. D., Bayaga A. Disciplinary practices in schools and principles of alternatives to corporal punishment strategies // South African Journal of Education. – 2014. – № 34 (1); doi:https://doi.org/10.15700/201412120952. – URL : http://www.sajournalofeducation.co.za (дата обращения: 14.11.2023).
25. Nijhof K. S., Scholte R. H. J., Overbeek G., Engels R. C. M. E. Friends and adolescents delinquency. The moderating role of social status and reciprocity of friendships // Criminal Justice and Behavior. – 2010. – № 37 (3). – P. 289–305; doi:https://doi.org/10.1177/0093854809355776.
26. Van Lier P. A. C., Vitaro F., Barker E. D., Koot H. M., Tremblay R. E. Developmental links between trajectories of physical violence, vandalism, theft, and alcohol-drug use from childhood to adolescence // Journal of Abnormal Child Psychology. – 2009. – № 37(4). – P. 481–492; doi:https://doi.org/10.1007/s10802-008-9289-6.
27. Vilalta C. J., Fondevila G. School vandalism in Mexico // Journal of School Violence. – 2017. – № 17 (7). – P. 1–13; doi:https://doi.org/10.1080/15388220.2017.1355809.