Взаимосвязь воспитания и обучения в профессиональном образовании: реализация на основании гуманитарно-антропологического подхода
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Актуальным направлением развития теории и практики отечественного высшего образования являются методология и проектирование учебно-воспитательного процесса на основании реализации воспитывающего обучения. На протяжении последних десятилетий во всей системе образования России наблюдается тенденция расхождения обучения и воспитания, нередко доходящая до их разновекторности в учебно-воспитательном процессе, который должен быть целостным. Компетентностно-ориентированный подход, являющийся основой профессионального образования, в этих условиях должен быть дополнен антропологической методологией. Методы. В исследовании использованы теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, аналогия, моделирование. Результаты. Гуманитарно-антропологический поход обосновывает антропопрактику в качестве способа реализации взаимосвязи воспитания и обучения в образовательном процессе высшей школы. Она представлена как практика воспроизводства в образовании гуманности в ее значении, принятом в российской культуре. В ней создаются условия для освоения знаний, развития опыта деятельности по образцу и в нестандартных условиях (что составляет компетентность), а также для осмысления ценностей профессии. Ценности профессии мотивируют человека на выполнение трудовых действий, сущностно тяжелых, сложных, проблемных. Таким образом, в профессиональном образовании обучающийся получает возможность для осмысления нормативного и ценностного компонентов профессионального труда в их единстве. Предложены этапы создания антропопрактик (концептуальный, этапы проектирования и сценирования), раскрыто их содержание. Технологизация деятельности педагога высшей школы в этом случае направлена на удержание ценностных оснований профессиональной деятельности.

Ключевые слова:
высшее образование, профессиональное воспитание, взаимосвязь воспитания и обучения, воспитывающее обучение, гуманитарно-антропологический подход
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Плотникова Е. Б. Социальная значимость интеллектуального поведения личности как феномен и результат воспитывающего обучения // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 5. – С. 149–157.

2. Пирогов Н. И. Новоселье лицея : Речь на торжественном акте Ришельевского лицея в Одессе, 1 сентября 1857 года / Избранное. – Москва: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2019. – С. 41–44.

3. Остапенко А. А. Стремление к совершенству личности как антропологическая стратегия национально ориентированного образования России // Берегиня. – 2016. – № 2 (29). – С. 189–192.

4. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010. – 261 с.

5. Попов А. А. Открытое образование. Философия и технологии. – Москва: URSS Либроком, 2012. – 252 с.

6. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные сочинения. – Москва: Юрайт, 2017. С. 4–22.

7. Сластенин В. А. Доминанта деятельности // Народное образование. – № 9. – 1997. – С. 41–42.

8. Леднев В. С. Системный подход в педагогике // Метафизика. – 2014. – № 4 (14). – С. 39–51.

9. Макарова Н. С., Дука Н. А., Чекалева Н. В. Дидактика высшей школы. От классических оснований к постнеклассическим перспективам : монография. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2023. – 172 с.

10. Осмоловская И. М. Дидактика: от классики к современности : монография. – Москва: Нестор-история, 2020. – 248 с.

11. Захарченко М. В. Современность как аспект педагогического идеала // Духовно-нравственное воспитание. – 2019. – № 1. – С. 3–20.

12. Илакавичус М. Р. Антропопрактики в образовательном процессе организаций высшего образования системы МВД России // Преподаватель ХХI век. – 2021. – № 4-1. – С. 79–87; https://doi.org/10.31862/2073-9613-2021-4-79-87.

13. Эльконин Б. Д. Посредническое Действие и Развитие // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. – № 3. – С. 93–112; https://doi.org/10.17759/chp.2016120306.

14. Тюнников Ю. С., Мазниченко М. А. Сценарный подход в педагогическом взаимодействии // Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 34–42.

Войти или Создать
* Забыли пароль?