Экспериментальная диагностика мнемических способностей: описание методики и возможности использования
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Мнемические способности, их развитие являются одним из условий, определяющих эффективность деятельности человека (профессиональной, служебной). Оценка мнемических способностей является индикатором психического состояния человека, его работоспособности и утомляемости. Для решения этой задачи предлагается использовать авторскую психодиагностическую методику «Экспериментальная диагностика мнемических способностей». Основное назначение методики – оценка общего уровня развития мнемических способностей – их производительности, качества и надежности, позволяющая также определить утомляемость и работоспособность тестируемого. Методика состоит из семи серий, каждая из которых включает в себя основные и дополнительные фигуры, имеющие различную последовательность расположения, направленность и цвет. По результатам выполнения всех семи серий подсчитывается «общий показатель успешности воспроизведения» (уровня выраженности мнемических способностей). Методы исследования. Корреляционный и сравнительный анализ. Оценка ретестовой надежности, а также конструктной и критериальной валидности. Результаты. Установлено, что методика экспериментальной диагностики мнемических способностей обладает приемлемыми психометрическими характеристиками (надежностью и валидностью), а это делает возможным ее использование в рамках психологического обеспечения системы органов внутренних дел. Методика пригодна как для оценки особенностей памяти, так и утомляемости, индикатором чего является уровень выраженности мнемических способностей.

Ключевые слова:
психодиагностика, память, мнемические способности, интерференция, мнемические задачи, психометрика, утомление, работоспособность
Список литературы

1. Батурин, Н. А., Вучетич, Е. В., Костромина, С. Н., и др. (2015). Российский стандарт тестирования персонала. Организационная психология, 5 (2), 67–138.

2. Бузин, В. Н. (1992). Краткий отборочный тест. Москва: Издательство «Смысл».

3. Водопьянова, Н. В. (2009). Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург: Питер.

4. Выготский, Л. С. (2003). Психология развития человека. Москва: Смысл; Эксмо.

5. Духновский, С. В., Злоказов, К. В. (2023). Визуально-когнитивная психотехника профайлинга: характеристика и возможности использования. В Моральнопсихологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел: современные подходы и перспективы развития: материалы всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 06 декабря 2023, стр. 157–161). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.

6. Зинченко, П. И. (1961). Непроизвольное запоминание. Москва: Изд-во Академии педагогических наук.

7. Куликов, Л. В. (1997). Психология настроения: монография. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета.

8. Куликов, Л. В. (2003). Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. СанктПетербург: Изд-во С.-Петербургского университета.

9. Лурия, А. Р. (2018). Потерянный и возвращенный мир. Маленькая книжка о большой памяти. Санкт-Петербург: Питер.

10. Лурия, А. Р. (2023). Основы нейропсихологии. Санкт-Петербург: Питер.

11. Огородникова, Л. А. (2012). Подходы к исследованию памяти в отечественной и зарубежной психологии. Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки, 2, 308–312.

12. Рубинштейн, С. Л. (2024). Основы общей психологии. Москва: Издательство АСТ.

13. Рубинштейн, С. Я. (1999). Экспериментальные методики патопсихологии. Москва: ЗАО Издво ЭКСМО-Пресс.

14. Словенко, Е. Д., Яремченко, П. И., Хохлов, Н. А. (2020). Нормативные характеристики выполнения методики «Заучивание 10 слов» и способы выявления установочного поведения при исследовании памяти. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 3, 52–85.

15. Смирнов, А. А. (2000). Произвольное и непроизвольное запоминание. В Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов (ред.), Психология памяти: хрестоматия (стр. 476–486). Москва: ЧеРо.

16. Ушаков, В. О. (2014). Исследование динамики функционирования механизмов мнемических способностей при усложнении мнемической задачи. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11 (3), 149–163.

17. Черемошкина, Л. В., Осинина, Т. Н. (2019). Память: закономерности воспроизведения учебного материала: монография, 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт.

18. Фер, Р. М., Бакарак, В. Р. (2010). Психометрика. Введение. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ.

19. Шадриков, В. Д. (2007). Ментальное развитие человека. Москва: Аспект Пресс.


Войти или Создать
* Забыли пароль?