Россия
УДК 159.99 Прочие вопросы психологии
Введение. В настоящее время актуальной становится проблема возникновения криминальной мотивации как сложного интегративного феномена, который включает иерархию мотивов, побуждающих к совершению преступлений различных категорий. Современное общество трансформируется, и поэтому в связи с цифровизацией общества, появляются и могут модернизироваться различные виды преступлений несовершеннолетних. Все эти преступления оказывают пагубное влияние на общее социальное благополучие граждан. Предметно изучена современная преступность несовершеннолетних и криминальная мотивация как психолого-криминологический феномен. Проанализирован криминогенный потенциал современных несовершеннолетних преступников, их психологические характеристики. Методы. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретический анализ, эмпирические: психодиагностические методы для сбора эмпирических данных – «Ценностные ориентации» М. Рокича; «Профиль чувств в отношениях» Л. Куликова; «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана; «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского; «Опросник межличностных отношений» В. Шутца в адаптации А. А. Рукавишникова; «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана; «Индекс жизненного стиля» Плутчика – Келлермана – Контети, Проективная методика «ТАТ (Тематический Апперцептивный Тест)», «Метод мотивационной индукции» Ж. Нюттена, авторская методика «Доминирующий криминальный мотив». Теоретически обоснована и эмпирически подтверждена четырехкомпонентная структура криминальной мотивации. Эмпирически доказано, что криминальная мотивация состоит из четырех компонентов (когнитивный, индивидуально-личностный, эмоциональный, поведенческий). Определена специфика психологического содержания криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от состава преступления (Малюшина, 2023a; Малюшина, 2023b). Для предупреждения возникновения преступлений необходимо разрабатывать новые психокоррекционные программы с несовершеннолетними правонарушителями с целью предотвращения рецидивов преступлений. В проблемном поле рассматриваются различные аспекты криминального поведения несовершеннолетних. Разработана и эмпирически подтверждена эффективность программы психологической коррекции криминальной мотивации средствами социально-психологического тренинга. Результаты. Область применения результатов. Материалы исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности следователей, инспекторов по делам несовершеннолетних, в социально-реабилитационных центрах при работе с несовершеннолетними правонарушителями. Результаты исследования могут быть использованы в консультативных и просветительских целях, для проведения мониторинга состояния преступности несовершеннолетних с целью выявления тенденций к проявлению криминального поведения несовершеннолетних правонарушителей.
коррекция, криминальная мотивация, мониторинг, несовершеннолетние правонарушители, преступление, профилактика, рецидив
1. Асеев, В. Г. (2008). Структурные особенности ценностно-мотивационной системы личности. Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 14 (4), 53–58.
2. Богданович, Н. В., Делибалт, В. В. (2020). Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях. Психология и право, 10 (2), 1–14.
3. Вяткин, А. П., Невструева, Т. Х., Терехова, Т. А., Санина, Л. В. (2016). Методы психокоррекции личности несовершеннолетних в системе раннего предупреждения их преступного поведения. Всероссийский криминологический журнал, 10 (3), 487–498. https://doi.org/10.17150/2500-4255.2016.10(3).487-498
4. Гуд, М. Б. (2017). Воспитание в семье как фактор педагогической коррекции правового сознания у несовершеннолетних условно осужденных, состоящих на учете в уголовно- исполнительной инспекции. Психология и право, 7 (4), 1–9.
5. Дозорцева, Е. Г., Кирюхина, Д. В. (2020). Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков. Прикладная юридическая психология, 1 (50), 80–87.
6. Кириллова, Е. Б. (2020). Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению: дис. … канд. психол. наук. Москва.
7. Красненкова, С. А., Маркова, И. И. (2018). Социально-психологические особенности жизненных перспектив делинквентных подростков. Вестник института: преступление, наказание, исправление, 1 (41), 111–117.
8. Леонтьев, Д. А. (2004). Общее представление о мотивации поведения человека. Психология в вузе, 1, 51–65.
9. Малюшина, Ю. А. (2023a). Психологическая коррекция и профилактика криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей: автореф. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург.
10. Малюшина, Ю. А. (2023b). Психологическая коррекция и профилактика криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей: дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург.
11. Малюшина, Ю. А., Шатилович, С. Н., Федорова, О. Б. (2021). Изучение психологического механизма насильственных преступлений как один из аспектов профилактики скулшутинга. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 3, 86–97. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-3-86-97
12. Марцинковская, Т. Д. (2022). Психология подростка в ответ на вызовы современности: сплав традиций и инноваций. Теоретическая и экспериментальная психология, 3 (15), 187– 197. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-3-187-197
13. Марцинковская, Т. Д., Андреева (Голубева), Н. А., Преображенская, С. В. (2023). Информационная идентичность и восприятие информации как новая цифровая повседневность. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13 (3), 347–361. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.304
14. Муслумов, Р. Р. (2019). Проблемы формирования правового самосознания личности. Перспективы науки и образования, 6 (42), 44–54. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.4
15. Чавыкина, У. Г., Симонян, М. С. (2019). Применение личностно-ориентированного подхода при организации взаимодействия социально-культурных учреждений в профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Мир науки, культуры, образования, 1 (74), 250– 252.