Иркутск, Иркутская область, Россия
Россия
УДК 159.9 Психология
Введение. Современному человеку сложно представить мир без интернет-коммуникаций, которые, с одной стороны, предлагают новые возможности проведения досуга, общения, развития, с другой – имеют огромный потенциал воздействия на индивидуальное и общественное сознание. Одни такое влияние воспринимают негативно, поскольку связывают его с манипуляциями, другие попадают в сети манипулятивного воздействия, становятся его жертвами. Особое беспокойство вызывают фейки, представляющие угрозу распространения недостоверной информации, подрывающие репутацию средств массовой информации, повышающие уровень тревожности и страха в обществе. Эта проблема осознается на государственном уровне, поскольку распространение искаженной информации достигло уровня угрозы государственной безопасности. На законодательном уровне принимаются меры, в том числе предусмотрены административная и уголовная ответственность, однако специалисты прогнозируют рост фейковой информации. Поэтому крайне важно анализировать фейковые материалы, работать над методами и способами их распознавания, информировать и обучать граждан критически оценивать информационные потоки, распознавать их манипулятивный характер. Цель исследования – изучение отношения граждан к фейковой информации, ее распространению в интернет-пространстве как способа манипулирования общественным сознанием. Методы исследования. Анализ научной литературы и результатов социологических исследований, в частности, предложенных АНО «Диалог регионы», о фейковой информации, посредством которой происходит манипулирование общественным сознанием. В статье представлены результаты изучения отношения жителей г. Иркутска к фейкам, распространяемым в интернет-пространстве. Эмпирической базой исследования послужили результаты анкетирования, проведенного в октябре 2023 года в г. Иркутске. В исследовании приняли участие 100 человек. Результаты. Изучение вопроса о распространении фейков в интернет-пространстве, проведенное анкетирование позволили утверждать, что фейки стали частью информационного потока в интернет-пространстве, а значит, частью реальной жизни современного общества, в котором люди постоянно сталкиваются с недостоверной информацией. И несмотря ни на что, они отмечают негативное влияние фейковой информации, которую представляют как манипулятивный контент, однако обращают на нее внимание и распространяют. Очевидно, что поток фейковой информации будет расти. Будет усиливаться и ее негативное влияние на все сферы жизни общества. Возможны риски материальных и физических потерь, поскольку фейк является в том числе опасным информационно-психологическим оружием. Данное оружие, в частности, используют недружественные страны, в том числе путем непрямого информационно-психологического воздействия на население России. Основной задачей в современных условиях является противостояние информационному нападению, манипулированию общественным сознанием граждан.
манипулирование, информационно-психологическое воздействие, социальные сети, интернет, общественное сознание, фейк, мессенджеры
1. Анистратенко, Т. Г. (2020). Место Fake news в современных коммуникационных практиках. Гуманитарий Юга России, 9 (5), 75–81. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.5
2. Арчакова, М. А. (2023). Специфика распространения политических фейков. Коммуникология: электронный научный журнал, 8 (1), 53–62.
3. Брусенская, Л. А., Куликова Э. Г. (2018). Фейк как элемент манипулирования общественным сознанием. Гуманитарные и социальные науки, 5, 101–112. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2018-70-5-101-112
4. Буткевич, С. А. (2021). Фейк-ньюс и медиа: проблемы дифференциации и пенализации. Юристь-Правоведь, 2, 74–79.
5. Виловатых, А. В., Михеев, Е. А. (2018). Стратегические установки США и НАТО по организации и проведению операций информационно-психологического воздействия. Наука. Культура. Общество, 2-3, 131–142.
6. Долгина, Е. С. (2021). Роль манипулирования массовым сознанием в современных средствах массовой информации. Культура в фокусе научных парадигм,10-11, 330–334.
7. Злоказов, К. В., Ворошилова, М. Б., Злоказова, Ю. В. (2021). Информация или дезинформация? Читатель и fake-news. Политическая лингвистика, 6 (90), 168–175. https://doi. org/10.26170/1999-2629_2021_06_19
8. Иссерс, О. С. (2014). Медиафейки: между правдой и мистификацией. Коммуникативные исследования, 2 (2), 112–123.
9. Корнилова, Е. Н. (2020). Манипуляции сознанием в процессе реформирования образования и науки в России. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 26 (4), 48–75. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-4-48-75
10. Литинская, Е. А. (2021). Фейковые новости как явление информационного общества. Гуманитарные проблемы военного дела, 1 (26), 123–126.
11. Нежкина, Л. Ю. (2023). К вопросу о манипулировании общественным сознанием в информационную эпоху. В Н. Ю. Куценко и др. (ред.), Феномены медиа: социокультурная и философская реальность: материалы I Всероссийской научно- практической конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 01 декабря 2022 года, стр. 82–85). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
12. Allcott, H., & Gentzkow, M. (2017). Social Media and Fake News in the 2016 Election. The Journal of Economic Perspectives, 31 (2), 211–235.
13. Bowman, S., & Willis, C. (2003). We Media: How Audiences Are Shaping the Future of News and Information Reston: The Media Center at the American Press Institute, 1-65.
14. Fetzer, J. H. (2004). Disinformation: The Use of False Information. Minds and Machines. Journal for Artificial Intelligence, Philosophy, and Cognitive Science, 14 (2), 231–240.
15. Gambín, Á. F., Yazidi, A., Vasilakos, A. et al. (2024). Deepfakes: current and future trends. Artif Intell Rev, 57, 64. https://doi.org/10.1007/s10462-023-10679-x
16. Girgis, S, Amer, E, & Gadallah, M. (2018). Deep learning algorithms for detecting fake news in online text. In: 2018 13th international conference on computer engineering and systems (ICCES). Cairo, Egypt. IEEE, 93–97.
17. Paterson, T., & Hanley, L. (2020). Political warfare in the digital age: cyber subversion, information operations and ‘deep fakes’. Australian Journal of International Affairs, 74: 4, 439–454. https://doi.org/10.1080/10357718.2020.1734772
18. Ramos-Zaga, F. (2024). Deepfake: Análisis de sus implicancias tecnológicas y jurídicas en la era de la Inteligencia Artificial. Derecho Global. Estudios Sobre Derecho Y Justicia, 9 (27:Julio-Octubre), 359–387. https://doi.org/10.32870/dgedj.v9i27.754
19. Tandoc, E., Lim, Z. W., & Ling, R. (2018). Defining “Fake News”. Digital Journalism, 6:2: 137–153. https://doi.org/10.1080/21670811.2017.1360143