Социокультурные и психологические особенности адаптации иностранных слушателей в образовательных организациях МВД России
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. С 2002 года образовательные организации высшего образования МВД России готовят специалистов по юридическим и психологическим специальностям для иностранных государств. В настоящее время в Санкт-Петербургском университете МВД России обучаются слушатели из стран дальнего зарубежья (Монголии, Республики Эль-Сальвадор, Республики Эквадор, Гвинейской Республики, Республики Гвинея-Бисау, Республики Ангола, Республики Ботсвана, Демократической Республики Конго, Центральноафриканской Республики, Демократической Республики Сан-Томе и Принсипи) и ближнего зарубежья – Республики Узбекистан, Республики Таджикистан, Республики Казахстан, Кыргызской Республики. Анализ опыта обучения показывает, что у слушателей, представляющих различные этнические и расовые группы населения Земли, систематически возникают трудности, противоречия и барьеры адаптации психологической и социокультурной природы. В связи с этим изучение особенностей психологической и социокультурной адаптации слушателей факультета подготовки иностранных специалистов Санкт-Петербургского университета МВД России представляется нам своевременной и давно назревшей научно-прикладной проблемой. Цель исследования заключается в выявлении психологических и социокультурных особенностей адаптации, психологического благополучия слушателей факультета подготовки иностранных специалистов Санкт-Петербургского университета МВД России, представителей стран ближнего и дальнего зарубежья. Методология и методики исследования. Методами исследования выступили социокультурный подход, а также психологические методики диагностики и оценки адаптивного потенциала слушателей, количественные и качественные параметры особенностей социокультурной и психологической адаптации респондентов. Эмпирическая база исследования представлена результатами психодиагностического исследования 50 слушателей – представителей иностранных государств. Результаты исследования. Выявлены психологические особенности, способствующие продуктивной социокультурной адаптации слушателей. Определены наиболее уязвимые компоненты личности слушателей, от которых зависит не только качество адаптационных способностей и временной период адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Определены основные направления психологических исследований по исследуемой проблеме. Дальнейшее изучение адаптивных возможностей позволит гарантированно обеспечить психологическое благополучие слушателей.

Ключевые слова:
адаптация, тестирование, слушатели – представители ближнего и дальнего зарубежья, социокультурная адаптация, психологическое благополучие
Список литературы

1. Александровский, Ю. А. (1976). Состояние психической дезадаптации и их компенсация: Пограничные нервно-псих. расстройства. Москва: Наука.

2. Алмазов, Б. Н. (2020). Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних: монография. Москва: Издательство Юрайт.

3. Амбрумова, А. Г. (1996). Психология самоубийства. Социальная и клиническая психиатрия, 4, 14–20.

4. Балл, Г. А. (1989). Понятие адаптации и его значение для психологии личности. Вопросы психологии, 1, 92–101.

5. Баландина, О. В., Божкова, Е. Д., Дворянинова, В. В., Катунова, В. В., Коновалов, А. А. (2019). Коррекция школьной дезадаптации на основе междисциплинарного подхода. Медицинский альманах, 2 (59). 24–29.

6. Березин, Ф. Б. (1988). Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Ленинград: Наука.

7. Бондаренко, С. В. (2003). Проблема дезадаптации личности. В Материалы XXXII научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2002 год. Общественные науки, 4. Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет.

8. Братусь, Б. С. (1997). К проблеме человека в психологии. Вопросы Психологии, 5, 3–19.

9. Выготский, Л. С. (2000). Психология. Москва: Эксмо-Пресс.

10. Ганнушкин, П. Б. (1964). Избранные труды. Москва: Медицина.

11. Георгиевский, А. Б. (1989). Эволюция адаптации: историко-методологическое исследование. Ленинград: Наука.

12. Жмыриков, А. Н. (1989). Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: автореферат дис. ... канд. психол. наук. Ленинград.

13. Иванов, Г. П. Коваленко, Е. Ф. (2012). Личностные факторы, влияющие на процесс становления профессионала в период получения высшего профессионального образования. Прикладная юридическая психология, 2, 135–142.

14. Кабанова, Т. Н., Дубинский, А. А., Московская, М. С. (2019). Стаж профессиональной деятельности как фактор, детерминирующий различия в восприятии стресса у сотрудников следственных органов. Прикладная юридическая психология, 1 (46). 59–68.

15. Ковалева, М. Е., Булыгина, В. Г. (2017). Психофизиологические предикторы психической адаптивности у специалистов опасных профессий (на примере военнослужащих). Психология и право, 7 (4), 137–150. https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070411

16. Корехова, М. В., Соловьев, А. Г., Новикова, И. А. (2014). Психическая дезадаптация специалистов в экстремальных условиях деятельности: монография. Архангельск: Издательство Северного государственного медицинского университета.

17. Мартиросова, Н. В., Ксенофонтов, А. М. (2021). Опыт организации психологической работы по профилактике дезадаптивных состояний сотрудников органов внутренних дел. В Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров к профессиональной деятельности в экстремальных условиях: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 14 мая 2021 года, стр. 158–163). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева.

18. Марьин, М. И., Буданов, А. В., Борисова, С. Е. и др. (2004). Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел. Главное управление кадров МВД России.

19. Московская, М. С., Булыгина, В. Г. (2017). Влияние гендерных различий на особенности восприятия стресса у сотрудников полиции (обзор зарубежных исследований). Прикладная юридическая психология, 3. 76–82.

20. Налчаджян, А. А. (2010). Психологическая адаптация: механизмы и стратегии, 2-е изд., перераб. и доп. Москва: ЭКСМО.

21. Никифоров, Г. С. (ред.) (2010). Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика: монография. Санкт-Петербург: ООО Издательство "Речь"

22. Николаев, А. Н. (1984). Психическая адаптация человека к усложненным условиям деятельности: на примере адаптации спортсменов к условиям соревнований: дис. ... канд. психол. наук. Ленинград.

23. Осницкий, А. В. (2003). Проблемы психического здоровья и адаптации личности: монография. Санкт-Петербург: Серебряный век.

24. Патрахина, Т. Н., Ткаченко, Ю. И. (2015). К вопросу об адаптации персонала: теоретический аспект. Молодой учёный, 7, 464–466.

25. Петровский, В. А. (1992). Психология неадаптивной активности. Москва: ТОО «Горбунок».

26. Пиаже, Ж. (1994). Избранные психологические труды (пер. с фр. А. М. Пятигорского и др.). Москва: Международная педагогическая академия.

27. Попинако, Е. А. (2019). Проблема профессиональной адаптации в современных научных исследованиях: контент-анализ. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 3 (48). 240–247.

28. Поршуков, А. С. (2019). Теоретико-методологические аспекты исследований субъектной трансформации сотрудников органов правоохранительной деятельности. Прикладная юридическая психология, 4 (49), 135–140.

29. Ратинов, А. Р. (1983). Методологические вопросы юридической психологии. Психологический журнал, 4 (4), 107–118.

30. Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. (2000). Социальная педагогическая психология. Санкт-Петербург: Издательство «Питер».

31. Реан, А. А., Кудашев, А. Р., Баранов, А. А. (2006). Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК.

32. Савченко, Т. Н., Головина, Г. М. (2019). Взаимосвязь идентичности личности субъективного качества жизни и удовлетворенности ею. Прикладная юридическая психология, 4 (49), 99–111.

33. Хохлов, Н. А., Словенко, Е. Д. (2020). Нейропсихологические предикторы школьной неуспеваемости. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 3, 291–313.

34. Шаранов, Ю. А., Устюжанин, В. Н. (2020). Восхождение от симпрактической к синсемантической системе речевого высказывания в процессе развития теоретического мышления у курсантов. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 4 (88), 231–240. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2020-4-231-240

35. Шевеленкова, Т. Д., Фесенко, Т. П. (2005). Психологическое благополучие личности. Психологическая диагностика, 3, 95–121.

36. Arvate, P., & Souza, A. P. (2022). Armed police and violence: Evidence from a quasi-natural experiment in Brazil. Economic Modelling, 111, 105825. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2022.105825

37. Berry, J. W., & Annis, R. C. (1974). Acculturative Stress. Journal of Cross-Cultural Psychology, 5 (4), 382–406.

38. Brooks, O. (2020). Police Brutality and Blacks: An American Immune System Disorder. Journal of the National Medical Association, 112 (3), 239–241. https://doi.org/10.1016/j.jnma.2020.06.003

39. Crowder, S., Savino, J. O., & Turvey, B. E. (2013). Ethical Issues for Police Officers and Criminal Investigators. Ethical Justice, 147–194. https://doi.org/10.1016/b978-0-12-404597-2.00006-1

40. Ficher, G.–N. (1991). Les domaines de la Psychologie sociale. 2. Les process du social. Paris: Dunod.

41. Herzog, S. (2000). Is there a distinct profile of police officers accused of violence? The Israeli case. Journal of Criminal Justice, 28 (6), 457–471. https://doi.org/10.1016/s0047-2352(00)00062-3

42. Lennie, S.-J., Crozier, S. E., & Sutton, A. (2020). Robocop – The depersonalisation of police officers and their emotions: A diary study of emotional labor and burnout in front line British police officers. International Journal of Law, Crime and Justice, 61, 100365. https://doi.org/10.1016/j.ijlcj.2019.100365

43. Mehari, K. R., Rodgers, C. R. R., Blanton, M. A., & Turner, L. A. (2021). Evaluation of a police training on de-escalation with trauma-exposed youth. International Journal of Law, Crime and Justice, 66, 100491. https://doi.org/10.1016/j.ijlcj.2021.100491

44. Minkkinen, J. (2014). Associations between school-related factors and depressive symptoms among children: A comparative study, Finland and Norway. School psychology international. 35 (5), 463–474. https://doi.org/10.1177/0143034313511008

45. Oberg, K. (1960). Culture shock: Adjustment to new cultural environments. Practical Antropology, 7, 177–182.

46. Pschyk, N., & Kaminska, A. (2015). Some Individual Psychological Predictors of Professional Disadaptation Forming in Surgeons and Physicians. European Psychiatry, 30, 1783. https://doi.org/10.1016/s0924-9338(15)31375-4

47. Queirós, C., Passos, F., Bártolo, A., Marques, A. J., da Silva, C. F., & Pereira, A. (2020). Burnout and Stress Measurement in Police Officers: Literature Review and a Study With the Operational Police Stress Questionnaire. Frontiers in Psychology, 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00587

48. Van Gelderen, B., Heuven, E., van Veldhoven, M., Zeelenberg, M., & Croon, M. (2007). Psychological strain and emotional labor among police-officers: A diary study. Journal of Vocational Behavior, 71 (3), 446–459. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2007.09.001

49. Yalley, A. A., & Olutayo, M. S. (2020). Gender, masculinity and policing: An analysis of the implications of police masculinised culture on policing domestic violence in southern Ghana and Lagos, Nigeria. Social Sciences & Humanities Open, 2 (1), 100077. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2020.100077


Войти или Создать
* Забыли пароль?