Самореализация криминогенной личности: значение социального окружения
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Актуальность исследования самореализации криминогенной личности обусловлена необходимостью предупреждения и профилактики рецидивной преступности лиц, ранее подвергнутых уголовному преследованию. В статье рассматривается значение самореализации как альтернативного криминологическому способа изучения причин совершения преступлений, неудач ресоциализации и реинтеграции в общество после отбывания уголовного наказания. Показано, что самореализация криминогенных лиц не изучается достаточно интенсивно наряду с другими проявлениями субъектности личности. Как следствие, отсутствует целостное представление о ее специфике у лиц с последовательно-криминогенным, ситуативно-криминогенным и правопослушным поведением, роли социального окружения в формировании направленности и преодолении трудностей. Целью выступает описание самореализации личности в зависимости от уровня криминогенности, а также отношений к социальному окружению, влияющих на ее осуществление. Методы исследования разделяются на методы обработки теоретической информации (анализ, синтез, систематизация, обобщение), а также эмпирические методы опроса и обработки результатов эмпирического исследования (сопоставление групп методом U-критерия Манна-Уитни, расчет обобщенной линейной модели (general linear model, GLM). Эмпирическое исследование посвящено изучению самореализации личности в зависимости от типа криминогенности поведения и отношений к социальному окружению. Выборка исследования состоит из 388 человек, правопослушных лиц – 142 человека, ситуативно-криминогенных лиц – 133 человека, последовательно-криминогенных лиц – 113 человек. Результаты. Результатом исследования выступает эмпирическое описание особенностей самореализации, присущих лицам последовательно-криминогенного типа поведения, значения социального окружения. Установлено, что криминогенность негативно влияет на самореализацию криминогенной личности, затрудняя выбор личностно-значимой цели, ее удержание и достижение. Необходимым условием для поддержания направленности и преодоления трудностей в самореализации криминогенной личности выступает наличие отношений с социальным окружением. Самореализация криминогенной личности зависит от отношения к себе как субъекту взаимодействия с окружающими и соучастия других людей в достижении личностно-значимых целей. Результаты применимы в теоретических исследованиях криминогенной личности, разработке программ предупреждения и профилактики рецидивной преступности ранее судимых лиц.

Ключевые слова:
криминогенная личность, личность рецидивного преступника, криминальное поведение, самореализация криминогенной личности, социальное окружение преступника
Список литературы

1. Абульханова-Славская, К. А. (1991). Стратегия жизни. Москва: Мысль.

2. Бусыгин, Н. И., Вербина, Г. Г. (2017). Социально-психологические аспекты адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Современные тенденции развития науки и технологий, 2-10, 35–38.

3. Вилкова, А. В., Литвишков, В. М. (2018). Несовершеннолетние осужденные: воспитание устойчивости личности. Образование и наука в России и за рубежом, 7 (42), 28–32.

4. Волоткевич, О. В., Романов, А. А. (2020). К вопросу о необходимости развития антиципационных способностей у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы. Прикладная юридическая психология, 4 (53), 40–44.

5. Денисов, А. Д. (2019). Социально-демографическая и уголовно-правовая характеристика осужденных, совершивших преступление при рецидиве. Уголовно-исполнительное право, 14 (1–4), 3, 269–273.

6. Дерманова, И. Б. (2004). К вопросу о самоактуализации и самореализации в юношеском возрасте. В Л. А. Коростылев (ред.), Психологические проблемы самореализации личности (вып. 8, стр. 89–101). Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета.

7. Забелина, А. В. (2013). Проблема самоактуализации личности. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 3 (7), 26–32.

8. Зауторова Э. В., Соболев Н. Г. (2022). Особенности осмысленности жизни у осужденных с длительными сроками отбывания наказания. Пенитенциарная наука, 16 (3 (59)), 320–326.

9. Злоказов, К. В. (2024). Адаптация лиц, находящихся под административным надзором: социально-психологическая концепция, методы и средства: монография. Санкт- Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.

10. Ипполитова, Е. А., Вологдина, П. Е. (2019). Субъективная картина жизненного пути женщин, осужденных к лишению свободы. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 8 (4 (29)), 299–302.

11. Кохман, Д. В., Добров, Д. А. (2021). Некоторые особенности трудоустройства осужденных к наказанию в виде исправительных работ: опыт России и стран СНГ. Вестник Воронежского института ФСИН России, 1, 172–179.

12. Кротова, Д. Н., Цветкова, Н. А. (2023). Самоактуализация осужденного как один из психологических критериев его исправления. Человек: преступление и наказание, 4, 592–609. https://doi.org/10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).4.592-609

13. Кудинов, С. И. (2007). Полисистемный подход исследования самореализации личности. Сибирский педагогический журнал, 11, 335–344.

14. Кундозерова, Л. И., Чириков, А. Г., Бабушкин, М. М. (2019). Формирование профессионального самоопределения осужденных подростков в воспитательных колониях. Вестник Самарского юридического института, 1 (32), 120–126.

15. Наприс, А. В. (1997). Психологическая характеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста: на материалах исправительных колоний строгого режима: дис. ... канд. психол. наук. Рязань.

16. Овчаренко, Н. В. (2015). Сравнительный анализ понятий "самореализация" и "самоактуализация" как составляющих категориального аппарата философии образования. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 3-3 (53), 141–144.

17. Овчарова, Е. В. (2021). Алгоритм работы психолога по определению степени исправления осужденного. Прикладная юридическая психология, 4 (57), 46–52.

18. Ольховик, Н. В., Прозументов. Л. М. (2009). Рецидивная преступность осужденных и ее предупреждение. Томск: Издательство Томского университета.

19. Коноплева, И. Н., Князева, С. О., Дебольский, М. Г., Красненкова, С. А. (2022). Особенности саморегуляции у осужденных, совершивших преступления при рецидиве. Психология и право, 12 (2), 27–41. https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120203

20. Пивоварова, Т. В. (2014). Духовно-нравственное воспитание как ценностная обусловленность самореализации личности несовершеннолетних осужденных. В Н. А. Коваль (отв. ред.), Психологические проблемы самореализации современной молодежи: материалы VI Международного семинара молодых ученых и аспирантов (Тамбов, 23 апреля 2014 года, стр. 58–62). Тамбов: ТРОО "Бизнес-Наука-Общество".

21. Писарев, О. М. (2018). Изучение жизнестойкости личности на этапе постпенитенциарной реабилитации как социально-психологическая проблема. Прикладная юридическая психология, 1 (42), 60–66.

22. Распопин, Е. В. (2020). Изучение причин, препятствующих успешной ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание, 7, 90–94.

23. Русаков, С. В. (2023). Сравнительный анализ жизненных планов осужденных различных режимов в местах лишения свободы. Виктимология, 10 (4), 525–537. https://doi. org/10.47475/2411-0590-2023-10-4-525-537

24. Сердюкова, Е. Ф. (2016). Ресоциализация осужденных посредством психологического сопровождения. Мир науки, культуры, образования, 5 (60), 258–261.

25. Филиппова, О. В., Смирнов, А. В., Чернышева, Е. В. (2022). Криминологическая характеристика личности рецидивиста в России: основные тенденции изменения параметров в современный период. Всероссийский криминологический журнал, 16 (2), 207–216.

26. Хотинец, В. Ю., Вяткин, Б. А., Калиненко, А. А. (2012). Ценностно-мотивационные факторы жизненных предназначений осужденных пенитенциарных учреждений. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2 (49), 7–11.

27. Цветкова, О. А., Волкова, О. В. (2022). Особенности самореализации лиц, осужденных за тяжкие преступления. Живая психология, 9 (5 (37)), 11–18. https://doi.org/10.58551/241 36522_2022_9_5_11

28. Шамионов, Р. М. (2012). Социализация и ресоциализация личности: нормативность и процессуальность. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 1 (4), 3–8.

29. Эльханова, И. М., Беленкова, Л. Ю. (2023). Адаптационные технологии как средство формирования психологической самореализации несовершеннолетних осужденных. В А. И. Вострецов (ред.), Наука и образование в современном мире: вопросы теории и практики: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции (Нефтекамск, 31 января 2023 года, стр. 307–314). Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки».


Войти или Создать
* Забыли пароль?