ПОНЯТИЙНО-СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ ПРЕВЕНЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проблема превенции девиантного поведения выпускников ведомственных вузов, чья профессиональная деятельность имеет особенно важное значение для общества и государства, анализируется в аспекте формирования ценностно-смысловых доминант курсантов в процессе духовно-нравственного воспитания, направленного на становление их профессиональной идентичности и предупреждение профессионального маргинализма. Актуальность исследования проблемы определяется необходимостью разрешения противоречий, связанных с сохраняющейся в современных условиях аномией, особенно опасной для профессиональных сообществ военнослужащих и сотрудников силовых ведомств. Кроме того, актуальность исследования проблемы объясняется и тем, что многие ее аспекты остаются практически неразработанными в отечественных психолого-педагогических исследованиях. В целях превенции девиантного поведения в образовательном процессе ведомственных вузов предлагается использовать педагогическую технологию формирования ценностно-смысловых доминант, которая реализуется в процессе духовно-нравственного воспитания курсантов и обеспечивает становление их профессиональной идентичности и предупреждение ее антипода – профессионального маргинализма. В статье приводятся уточненные понятия «профессиональная идентичность», «профессиональный маргинализм», дается характеристика содержания духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в русле личностного развития курсантов в образовательном процессе ведомственных вузов, определяются содержание и структура педагогической технологии воспитания, методологические подходы к ее разработке. Кроме того, на основе проведенного исследования предлагаются направления дальнейшей разработки исследуемой проблемы: обоснование целостной концепции духовно-нравственного воспитания курсантов в русле формирования ценностно-смысловых доминант профессиональной деятельности выпускников ведомственных вузов; выявление и апробация педагогических условий, обеспечивающих превенцию девиантного поведения; разработка методического сопровождения реализации педагогической технологии с учетом новейших достижений педагогической науки и практики; подбор методов и средств для диагностики сформированности ценностно-смысловых доминант курсантов и оценки динамики становления их профессиональной идентичности на различных этапах реализации педагогической технологии воспитания.

Ключевые слова:
ценностно-смысловые доминанты, профессиональная идентичность, профессиональный маргинализм, превенция
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Maslach, C., Schaufeli, W. B., Leiter, M. P. (2001). Job burnout. Annual Review of Psychology. Получено 12 января 2021 г., из annualreviews. org:/www.annualreviews. org/doi/full/10.1146/annurev.psych.52.1.397

2. Park, R. E. (1928). Human migration and the marginal man. Получено 9 января 2021 г., из journals.uchicago.edu: http://www.journals.uchicago.edu›doi/10.1086/214592.htm

3. Shibutani, T. (1961). Society and Personality: an interactionist approach to social psychology. Prentice Hall in Englewood Cliffs. Получено 9 январь 2021 г., из openlibrary.org: http:openlibrary.org-книги…Society_and_personality

4. Stonequist, V. (1937). The Marginal Man: A Study in Personality and Culture Conflict by Everett. Получено 1 января 2021 г., из goodreads.com: http://www.goodreads.com›book/show/12750555-marginal-man

5. Белов, В. В., Попинако, Е. А. (2020). Динамика характеристик ценностно-мотивационной сферы сотрудников органов внутренних дел с разным уровнем личностного адаптационного потенциала в процессе профессионального обучения. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.

6. Булгаков, А. В. (2020). Психологические механизмы профессионально-нравственной деформации личности: выявление и оценка (на примере психологов правоохранительных органов). Психопедагогика в правоохранительных органах, 25 (4 (83)), 366-375.

7. Вербицкий, А. А. (2011). Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования. Инновационные проекты и программы в образовании (4), 3-6.

8. Гейжан, Н. Ф., Васильева, З. В. (2019). Субъективные предпосылки духовно-нравственного развития курсантов в образовательных организациях МВД России. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России (4 (84)), 175-183.

9. Данилюк, А. Я., Кондаков, A. М., Тишков, B. А. (2009). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение.

10. Дюркгейм, Э. (1996). О разделении общественного труда. Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. Получено 7 января 2021 г., из ckp.ru: www/biblio/d/dur_labour.htm

11. Егорова, Ю. А. (2013). Педагогическое целеполагание: сущностные характеристики. Теория и практика общественного развития (7), 80-85.

12. Зимбули, А. Е. (2009). Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений: сборник материалов XXX Всероссийской научно-практической конференции. Духовно-нравственное воспитание: чтобы это значило? (436-439). Санкт-Петербург.

13. Иванова, М. С. (2013). Маргинализация и ее динамика в современном российском обществе. Вестник Пермского университета (14 (2)), 162-169.

14. Ильин, И. А. (2017). Путь к очевидности. Москва: Даръ, ТД «Белый город».

15. Мещерякова, Е. И. (2020). Профессиональный маргинализм военнослужащих: педагогические условия предупреждения в образовательном процессе военных вузов. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус» (4), 19-25.

16. Мещерякова, Е. И., Сахаров, С. Ю. (2020). Психолого-педагогические аспекты управления профессиональной адаптацией выпускников военных образовательных организаций. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования (3), 52-55.

17. Оболкина, С. В. (2018). Философский анализ проблемы маргинальности. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, 18 (2), 7-20.

18. Олешков, М. Ю., Уваров, В. М. (2006). Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. Москва: Компания «Спутник+».

19. Попова, Г. В. (2009). Развитие: понятие и сущность (теоретический аспект). Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России (4 (44)), 139-148.

20. Путин, В. В. (б.д.). Выступление на ежегодном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай». Получено 1 январь 2021 г., из interfax.ru: www.interfax.ru›russia/733741

21. Рубинштейн, С. Л. (2012). Основы общей психологии. Москва: Питер.

22. Скибо, Т. Ю. (2019). Актуальные проблемы и перспективы развития профессиональных образовательных организаций: сборник материалов XX юбилейной Всероссийской научно-практической конференции. Проблемы и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России. 1, 7-13. Воронеж: ВГПГК.

23. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. (2002). Педагогика : учебное пособие. Получено 1 декабрь 2020 г., из pedlib.ru: http://www.pedlib.ru/Books/1/0075

24. Таланова, К. С. (2014). Ценностное ядро духовно-нравственного кризиса: дефиниции, типологии, система ценностей. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология (3), 179-200.

25. Щеголева, Т. В., Скляренко, И. С. (2018). Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика, практика (Васильевские чтения - 2018). Применение компьютерной программы социально-психологического обследования служебных коллективов «Мониторинг» (342-349). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.


Войти или Создать
* Забыли пароль?