Воронеж, Воронежская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье проблема превенции девиантного поведения выпускников ведомственных вузов, чья профессиональная деятельность имеет особенно важное значение для общества и государства, анализируется в аспекте формирования ценностно-смысловых доминант курсантов в процессе духовно-нравственного воспитания, направленного на становление их профессиональной идентичности и предупреждение профессионального маргинализма. Актуальность исследования проблемы определяется необходимостью разрешения противоречий, связанных с сохраняющейся в современных условиях аномией, особенно опасной для профессиональных сообществ военнослужащих и сотрудников силовых ведомств. Кроме того, актуальность исследования проблемы объясняется и тем, что многие ее аспекты остаются практически неразработанными в отечественных психолого-педагогических исследованиях. В целях превенции девиантного поведения в образовательном процессе ведомственных вузов предлагается использовать педагогическую технологию формирования ценностно-смысловых доминант, которая реализуется в процессе духовно-нравственного воспитания курсантов и обеспечивает становление их профессиональной идентичности и предупреждение ее антипода – профессионального маргинализма. В статье приводятся уточненные понятия «профессиональная идентичность», «профессиональный маргинализм», дается характеристика содержания духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в русле личностного развития курсантов в образовательном процессе ведомственных вузов, определяются содержание и структура педагогической технологии воспитания, методологические подходы к ее разработке. Кроме того, на основе проведенного исследования предлагаются направления дальнейшей разработки исследуемой проблемы: обоснование целостной концепции духовно-нравственного воспитания курсантов в русле формирования ценностно-смысловых доминант профессиональной деятельности выпускников ведомственных вузов; выявление и апробация педагогических условий, обеспечивающих превенцию девиантного поведения; разработка методического сопровождения реализации педагогической технологии с учетом новейших достижений педагогической науки и практики; подбор методов и средств для диагностики сформированности ценностно-смысловых доминант курсантов и оценки динамики становления их профессиональной идентичности на различных этапах реализации педагогической технологии воспитания.
ценностно-смысловые доминанты, профессиональная идентичность, профессиональный маргинализм, превенция
1. Maslach, C., Schaufeli, W. B., Leiter, M. P. (2001). Job burnout. Annual Review of Psychology. Получено 12 января 2021 г., из annualreviews. org:/www.annualreviews. org/doi/full/10.1146/annurev.psych.52.1.397
2. Park, R. E. (1928). Human migration and the marginal man. Получено 9 января 2021 г., из journals.uchicago.edu: http://www.journals.uchicago.edu›doi/10.1086/214592.htm
3. Shibutani, T. (1961). Society and Personality: an interactionist approach to social psychology. Prentice Hall in Englewood Cliffs. Получено 9 январь 2021 г., из openlibrary.org: http:openlibrary.org-книги…Society_and_personality
4. Stonequist, V. (1937). The Marginal Man: A Study in Personality and Culture Conflict by Everett. Получено 1 января 2021 г., из goodreads.com: http://www.goodreads.com›book/show/12750555-marginal-man
5. Белов, В. В., Попинако, Е. А. (2020). Динамика характеристик ценностно-мотивационной сферы сотрудников органов внутренних дел с разным уровнем личностного адаптационного потенциала в процессе профессионального обучения. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.
6. Булгаков, А. В. (2020). Психологические механизмы профессионально-нравственной деформации личности: выявление и оценка (на примере психологов правоохранительных органов). Психопедагогика в правоохранительных органах, 25 (4 (83)), 366-375.
7. Вербицкий, А. А. (2011). Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования. Инновационные проекты и программы в образовании (4), 3-6.
8. Гейжан, Н. Ф., Васильева, З. В. (2019). Субъективные предпосылки духовно-нравственного развития курсантов в образовательных организациях МВД России. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России (4 (84)), 175-183.
9. Данилюк, А. Я., Кондаков, A. М., Тишков, B. А. (2009). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение.
10. Дюркгейм, Э. (1996). О разделении общественного труда. Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. Получено 7 января 2021 г., из ckp.ru: www/biblio/d/dur_labour.htm
11. Егорова, Ю. А. (2013). Педагогическое целеполагание: сущностные характеристики. Теория и практика общественного развития (7), 80-85.
12. Зимбули, А. Е. (2009). Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений: сборник материалов XXX Всероссийской научно-практической конференции. Духовно-нравственное воспитание: чтобы это значило? (436-439). Санкт-Петербург.
13. Иванова, М. С. (2013). Маргинализация и ее динамика в современном российском обществе. Вестник Пермского университета (14 (2)), 162-169.
14. Ильин, И. А. (2017). Путь к очевидности. Москва: Даръ, ТД «Белый город».
15. Мещерякова, Е. И. (2020). Профессиональный маргинализм военнослужащих: педагогические условия предупреждения в образовательном процессе военных вузов. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус» (4), 19-25.
16. Мещерякова, Е. И., Сахаров, С. Ю. (2020). Психолого-педагогические аспекты управления профессиональной адаптацией выпускников военных образовательных организаций. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования (3), 52-55.
17. Оболкина, С. В. (2018). Философский анализ проблемы маргинальности. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, 18 (2), 7-20.
18. Олешков, М. Ю., Уваров, В. М. (2006). Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. Москва: Компания «Спутник+».
19. Попова, Г. В. (2009). Развитие: понятие и сущность (теоретический аспект). Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России (4 (44)), 139-148.
20. Путин, В. В. (б.д.). Выступление на ежегодном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай». Получено 1 январь 2021 г., из interfax.ru: www.interfax.ru›russia/733741
21. Рубинштейн, С. Л. (2012). Основы общей психологии. Москва: Питер.
22. Скибо, Т. Ю. (2019). Актуальные проблемы и перспективы развития профессиональных образовательных организаций: сборник материалов XX юбилейной Всероссийской научно-практической конференции. Проблемы и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России. 1, 7-13. Воронеж: ВГПГК.
23. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. (2002). Педагогика : учебное пособие. Получено 1 декабрь 2020 г., из pedlib.ru: http://www.pedlib.ru/Books/1/0075
24. Таланова, К. С. (2014). Ценностное ядро духовно-нравственного кризиса: дефиниции, типологии, система ценностей. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология (3), 179-200.
25. Щеголева, Т. В., Скляренко, И. С. (2018). Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика, практика (Васильевские чтения - 2018). Применение компьютерной программы социально-психологического обследования служебных коллективов «Мониторинг» (342-349). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.