Оценка педагогами подростковой агрессивности: социально-перцептивные аспекты и готовность к вмешательству
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, традициями научного направления изучения педагогической социальной перцепции, а с другой стороны – крайне высокой степенью внимания политического, профессионального и экспертного сообщества к проблематике воспитания. Изучение представлений педагогов об агрессии является важной точкой в понимании стратегии разработки программ повышения профессиональных компетенций педагогов и специалистов по профилактике девиантного поведения подростков и молодежи. Цель. Настоящая работа посвящена поиску ответов на ряд исследовательских вопросов: на основании каких проявлений педагоги понимают, что подростки вовлечены в ситуации агрессивного поведения; как педагоги понимают различные факторы обусловленности агрессии подростков (в частности, половозрастные и семейные); как педагоги реагируют на ситуации конфликтов между учащимися и какие чувства испытывают при столкновении с ситуациями агрессивного поведения между учащимися. Методология, методы и методики. В рамках настоящего исследования были использованы следующие методы: экспертная оценка, психологическое тестирование, стандартизированное и полустандартизированное анкетирование. В рамках проекта «Педагог как субъект воспитания и профилактики асоциального поведения» приняли участие более 13000 педагогов из шести федеральных округов РФ. В настоящем анализе используются данные 5086 респондентов (95 % женского пола). Результаты. Установлено, что для педагогов наиболее явными показателями проявления агрессии по отношению к ребенку являются подавленное состояние и агрессивное поведение самого ребенка. Согласно представлениям педагогов, мальчики больше склонны к проявлениям агрессии вовне, а девочки – к непрямым формам агрессивного поведения. По мнению педагогов, агрессивное поведение чаще всего свойственно детям из неблагополучных семей. Существует высокий риск агрессивного поведения у детей из неполных семей. Основные риски родительского воспитания в контексте агрессивного поведения подростков, с точки зрения педагогов, следующие: проявление безразличия в отношении ребенка, недостаточное внимание по отношению к ребенку, устанавливание противоречивых требований по отношению к ребенку. В рамках исследования установлено, что наиболее часто педагоги испытывают беспокойство, тревогу и страх при столкновении с конфликтными ситуациями между учениками. Научная новизна. В рамках исследования проведена оценка представлений педагогов о различных аспектах агрессивного поведения подростков – показателях вовлеченности, факторах риска, а также рассмотрены актуальные вопросы готовности педагогов к вмешательству в конфликтные ситуации между учащимися. Практическая значимость. Результаты исследования представляют значимость как в контексте задач разработки программ повышения квалификации педагогов и психологов в области профилактики девиантного и асоциального поведения подростков, так и в контексте задач образовательной и молодежной политики.

Ключевые слова:
педагог, подростковая агрессивность, социальная перцепция, вмешательство
Список литературы

1. Baldry, A. C. (2003). Bullying in schools and exposure to domestic violence. Child abuse & neglect, 27(7), 713-732. https://DOI.org/10.1016/s0145-2134(03)00114-5

2. Baraldsnes, D. (2020). Bullying prevention and school climate: Correlation between teacher bullying prevention efforts and their perceived school climate. International Journal of Developmental Science, (Preprint), 1-11. Окончательная публикация доступна в IOS Press по адресу https://DOI.org/10.3233/dev-200286.

3. Coplan, R. J., Bullock, A., Archbell, K. A., & Bosacki, S. (2015). Preschool teachers’ attitudes, beliefs, and emotional reactions to young children’s peer group behaviors. Early childhood research quarterly, 30, 117-127. https://DOI.org/10.1016/j.ecresq.2014.09.005

4. Craig, W. M., Henderson, K., & Murphy, J. G. (2000). Prospective teachers’ attitudes toward bullying and victimization. School Psychology International, 21(1), 5-21. https://DOI.org/10.1177/0143034300211001

5. Downs, W. R., & Harrison, L. (1998). Childhood maltreatment and the risk of substance problems in later life. Health & social care in the community, 6(1), 35-46. https://DOI.org/10.1046/j.1365-2524.1998.00097.x

6. Espelage, D. L., Bosworth, K., & Simon, T. R. (2000). Examining the social context of bullying behaviors in early adolescence. Journal of counseling & development, 78(3), 326-333. DOI: 10.1002 / j.1556-6676.2000.tb01914.x

7. Fiske, S. T., & Taylor, S. E. (1991). Social cognition. Mcgraw-Hill Book Company.

8. Gilbert, R., Widom, C. S., Browne, K., Fergusson, D., Webb, E., & Janson, S. (2009). Burden and consequences of child maltreatment in high-income countries. The lancet, 373(9657), 68-81. https://DOI.org/10.1016/s0140-6736(08)61706-7

9. Hazler, R. J., Miller, D. L., Carney, J. V., & Green, S. (2001). Adult recognition of school bullying situations. Educational Research, 43(2), 133-146. https://DOI.org/10.1080/00131880110051137

10. Larkin, R. W. (2013). Legitimated adolescent violence: Lessons from Columbine. School Shootings (pp. 159-176). NY: Springer. DOI:https://doi.org/10.1007/978-1-4614-5526-4_7

11. Nesdale, D., & Pickering, K. (2006). Teachers’ reactions to children’s aggression. Social Development, 15(1), 109-127. https://DOI.org/10.1111/j.1467-9507.2006.00332.x

12. Salimi, N., Karimi-Shahanjarin, A., Rezapur-Shahkolai, F., Hamzeh, B., Roshanaei, G., & Babamiri, M. (2021). Use of a Mixed-Methods Approach to Evaluate the Implementation of Violence and Bullying Prevention Programs in Schools. Education and Urban Society, 53(6), 607-628. https://DOI.org/10.1177/0013124520972090

13. Turner, J. C., Brown, R. J., & Tajfel, H. (1979). Social comparison and group interest in ingroup favouritism. European journal of social psychology, 9(2), 187-204. https://DOI.org/10.1002/ejsp.2420090207

14. van Verseveld, M. D., Fekkes, M., Fukkink, R. G., & Oostdam, R. J. (2021). Teachers’ experiences with difficult bullying situations in the school: An explorative study. The Journal of Early Adolescence, 41(1), 43-69. https://DOI.org/10.1177/0272431620939193

15. Varela, J. J., Sirlopú, D., Melipillán, R., Espelage, D., Green, J., & Guzmán, J. (2019). Exploring the influence school climate on the relationship between school violence and adolescent subjective well-being. Child Indicators Research, 12(6), 2095-2110. https://DOI.org/10.1007/s12187-019-09631-9

16. Voisin, D. R., & Hong, J. S. (2012). A meditational model linking witnessing intimate partner violence and bullying behaviors and victimization among youth. Educational Psychology Review, 24(4), 479-498.

17. Бочавер, А. А., Жилинская, А. В., и Хломов, К. Д. (2015). Школьная травля и позиция учителей. Социальная психология и общество, 6(1), 103-116.

18. Волкова, Е. Н., Волкова, И. В., и Скитневская, Л. В. (2017). Культурно-историческая теория ЛС Выготского как методологическое основание для исследований подросткового буллинга. Теоретическая и экспериментальная психология, 10(2). 6-17.

19. Волкова, Е. Н., Цветкова, Л. А., и Волкова, И. В. (2019). Методологические основания для разработки программ профилактики подросткового буллинга. Сибирский психологический журнал, 74, 88-99. DOI:https://doi.org/10.17223/17267080/74/5

20. Реан, А. А. (2018). Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних. Национальный психологический журнал, 2(30), 3-12. DOI:https://doi.org/10.11621/npj.2018.0201

21. Реан, А. А. (2015). Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения. Национальный психологический журнал, 1(17), 3-8.

22. Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. (2000). Социальная педагогическая психология. Санкт-Петербург: Питер.

23. Реан, А. А., Коновалов, И. А. (2019). Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социально-экономического статуса семьи. Национальный психологический журнал, 1(33), 23-33. DOI:https://doi.org/10.11621/npj.2019.0103

24. Реан, А. А., Новикова, М. А. (2019). Буллинг в среде старшеклассников Российской Федерации: распространенность и влияние социоэкономических факторов. Мир психологии, 1(97), 165-177.

25. Фомиченко, А. С. (2013). Представления учителей о причинах агрессивного поведения учащихся разных классов общеобразовательной школы. Социальная психология и общество, 4(2), 81-93.

26. Фомиченко, А. С. (2019). Особенности влияния характера взаимодействия в системе» учитель-ученик» на процессы обучения и развития школьников (по материалам зарубежных публикаций). Современная зарубежная психология, 8(1), 76-83. https://DOI.org/10.17759/jmfp.2019080108


Войти или Создать
* Забыли пароль?