Психологические механизмы формирования и профилактика индивидуально-психологической дезадаптации личности
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность (контекст) статьи. Дезадаптивное поведение личности, выступающее в качестве одного из предметов исследований девиантного поведения, с точки зрения социально-нормативного критерия противоречит задачам гармоничной адаптации человека, что затрудняет выполнение профессиональных функций, детерминирует производственные конфликты, дезорганизацию деятельности, кризисы и является актуальной проблемой психологического, социального и личностного характера. Исследование индивидуально-психологических механизмов и критериев дезадаптации позволяет определить психологические механизмы ее формирования и осуществлять профилактику негативных последствий дезадаптации при помощи многоуровневого интегрального анализа различных ее вариаций. Цель статьи состоит в установлении актуальных характеристик индивидуально-психологической дезадаптации, определении механизмов ее формирования как условия профилактики. Описание хода исследования. Конкретизированы современные риски дезадаптации личности, связанные с факторами виртуального пространства, изоляции индивида от условий реального взаимодействия, длительностью пандемии. Произведен анализ факторов, детерминирующих индивидуально-психологическую дезадаптацию, стабильность генезиса которых отмечается в подавляющем большинстве исследований. Уточняется понятие психологического механизма формирования девиантного поведения в целом и дезадаптации в различных специфических сферах деятельности человека. Выводы. Формирование индивидуально-психологической дезадаптации личности подчиняется действию универсальных механизмов разноуровневого порядка, которые практически не обсуждаются в актуальных эмпирических работах. Это открывает перспективы для дальнейших исследований не только факторов, но и совокупности частных и общих механизмов поведения, отклоняющегося от нормы, и его следствия – формирования дезадаптивных индивидуально-психологических свойств. В качестве механизма индивидуально-психологической дезадаптации выступает система многоуровневых интегральных связей, которые активизируются в соответствии с принципами системности, устойчивости и дифференциации. В реализации задач профилактики индивидуально-психологической дезадаптации необходимо обратиться к методологии исследования связей каузального и телеологического характера.

Ключевые слова:
девиантное поведение, дезадаптация, профилактика дезадаптации, психологические механизмы дезадаптации, индивидуально-психологическая дезадаптация, многоуровневый анализ, интегральная индивидуальность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. DeAngelo, G., Ferrell, P., McCannon, B. C. (2017). Sources of deviant behavior: Contrasting alternative explanations in the laboratory. Journal of Behavioral and Experimental Economics, 19(71), 31-44. DOI:https://doi.org/10.1016/j.socec.2017.07.003.

2. Freud, Z. (1962). The neuro-psychoses of defence. In The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud. Die Abwehr-Neuropsychosen (1894) (Voll. III). London: Hogarth press and the Institute of Psychoanalysis.

3. Gangestad, S. W., Yeo, R. A. (1997). Behavioral genetic variation, adaptation and maladaptation: an evolutionary perspective. Trends in Cognitive Sciences, 1(3), 103-108. DOI:https://doi.org/10.1016/S1364-6613(97)89056-0

4. Meyer, T., Albrecht, J., Bornschein, G., Sachsse, U., Herrmann-Lingen C. (2016). Posttraumatic Stress Disorder (PTSD) Patients Exhibit a Blunted Parasympathetic Response to an Emotional Stressor. Applied Psychophysiology and Biofeedback, 41, 395-404. DOI:https://doi.org/10.1007/s10484-016-9341-1

5. Muhammad, L., Sarwar, A. (2021). When and why dehumanizing an organization leads to deviant behavior at work in the hospitality industry. International Journal of Hospitality Management, 99. 103044. DOI:https://doi.org/10.1016/j. ijhm.2021.103044

6. Olivera-La Rosa, A., Chuquichambi, E. G., Carmona-Cardona, C. A., Arango-Tobón, O. E., Amador, O., Rosselló, J., & Ingram, G. P. D. (2021). The “Joker” laugh: Social judgments towards affective deviants in a sample of young offenders with callous unemotional traits. Personality and Individual Differences, 183, 111148. DOI:https://doi.org/10.1016/j. paid.2021.111148

7. Plé. L., Demangeot, C. (2019). Social contagion of online and offline deviant behaviors and its value outcomes: The case of tourism ecosystems. Journal of Business Research, 117, 886-896. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.06.002

8. Sica, C., Latzman, R. D., Caudek, C., Cerea, S., Colpizzi, I., Caruso, M., Giulini, P., & Bottesi, G. (2021). Facing distress in Coronavirus era: The role of maladaptive personality traits and coping strategies. Personality and Individual Differences, 177, 110833. DOI:https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.110833

9. Trinidad, J. E. (2021). Childhood adversity and deviant peers: Considering behavioral selection and cultural socialization pathways. Children and Youth Services, 121, 105844. DOI:https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105844

10. Twenge, J. M., Catanese, K. R., & Baumeister, R. F. (2002). Social exclusion causes self-defeating behavior. Journal of Personality and Social Psychology. 83(3), 606−615. DOI:https://doi.org/10.1037/0022-3514.83.3.606

11. XuXin, F., Hsu, L. C. (2020). Anger or fear? Effects of discrete emotions on employee’s computer-related deviant behavior. Information & Management, 57(3), 103180. DOI:https://doi.org/10.1016/j.im.2019.103180

12. Беличева, С. А. (1995). Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. Вестник психосоциальной и коррекционо-реабилитационной работы, 1, 3-17.

13. Бурдюкова, Е. В., Пустовалов, Д. А., Оранская, А. Н., Перцов, С. С., Гуревич, К. Г. (2012). Механизмы дезадаптации учащихся московских общеобразовательных школ к физической нагрузке. Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, 153(4), 414-416.

14. Войскунский, А. Е. (2004). Актуальные проблемы зависимости от Интернета. Психологический журнал, 1, 90-100.

15. Выготский, Л. С. (1983). Проблемы развития психики. В А.М. Матюшкин (ред.), Собрание сочинений: в 6-ти т. (Т. 3.). Москва: Педагогика.

16. Дубинский, А. А., Ковалева, М. Е., Ионов, А. И. (2008). Индивидуально-типологические и индивидуально- психологические факторы социальной дезадаптации у лиц с доклиническим и клиническим уровнем психических расстройств. Современные научные исследования и разработки, 11, 253-256.

17. Змановская, Е. В. (2013). Структурно-динамическая концепция девиантного поведения. Вестник Томского государственного педагогического университета, 5(133), 189-195.

18. Клейберг, Ю. А. (2015). Девиантное поведение: cинтагма, онтология, эпистемология. Общество и право, 1(51), 262-269.

19. Ковалева, М. Е. (2018). Индивидуально-психологические и психофизиологические предикторы психической дезадаптации у лиц молодого возраста. Мир науки, 5(6).

20. Ковалева, М. Е. (2019). Особенности нервно-психической дезадаптации у специалистов различного профиля профессиональной деятельности. Психология и право, 3, 219-231. DOI:https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090316

21. Краснова-Гольева, В. В., Холмогорова, А. Б. (2011). Социальная тревожность и студенческая дезадаптация. Психологическая наука и образование, 3(1), 140-150.

22. Леонтьев, В. Г. (2002). Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат.

23. Менделевич, В. Д. (2013). Особенности девиантного поведения в интернет-пространстве. Практическая медицина, 1(66), 143-146.

24. Мерлин, В. С. (1986). Очерк интегрального исследования индивидуальности. Москва: Педагогика.

25. Михайлов, И. А. (2013). Психологический механизм как методологический парадокс. Сибирский педагогический журнал, 6, 42-46.

26. Михайлов С. Г., Половинкин В. А., Дворжицкая М. А. (2017). Психическая дезадаптация как фактор, препятствующий развитию профессионального потенциала сотрудников органов внутренних дел. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2, 24-28.

27. Молодцова, Т. Д., Кобышева, Л. И., Шалова, С. Ю. (2017). Психологические механизмы социальной дезадаптации подростков-правонарушителей. Психопедагогика в правоохранительных органах, 4(71), 55-59.

28. Москова, М. В. (2007). Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов. Психологическая наука и образование, 12(5), 82-91.

29. Немов, Р. С. (2007). Психологический словарь. Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС.

30. Орлова, Т. Г. (2014). Нарушение механизмов социально-психологической адаптации как маркер склонности к девиантному поведению студенческой молодёжи. Сибирский педагогический журнал, 6, 207-210.

31. Рубинштейн, С. Л. (2000). Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер.

32. Рыбников, В. Ю., Дубинский, А. А., Булыгина, В. Г. (2017). Индивидуально-психологические предикторы адаптации. Экология человека, 3, 3-9.

33. Шпак, Л. Л. (2011). Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни. Социологические исследования, 3, 50-55.


Войти или Создать
* Забыли пароль?