Россия
Россия
В статье обсуждается проблема координации деятельности субъектов профилактической работы с несовершеннолетними. Проведенный анализ показывает неэффективность работы субъектов профилактики правонарушений среди подростков, в том числе низкую активность самих субъектов, отсутствие реальных механизмов взаимодействия, отсутствие стратегий реагирования на действия деструктивных группировок на молодых людей. Решение проблемы видится в разработке практик группового взаимодействия субъектов профилактики, позволяющих сформировать целостный и непротиворечивый образ подростка в трудной жизненной ситуации. Отсутствие методов и методик, обеспечивающих решение данной задачи, стало отправной точкой для проведения исследования. Методологическим основанием исследования выступила теория концептуальной метафоры, а также методология ее применения, разработанная в когнитивной лингвистике. Обсуждаются формы ее применения в различных социальных науках и практиках. Эмпирическое исследование осуществляется методом группового тренинга, дополненным методикой выявления представлений субъектов профилактики о девиантных подростках. В качестве методов сбора информации были выбраны приемы метафорической визуализации проблемного пространства, сценирования конфликтных ситуаций, графическая схематизация факторов и условий девиантного поведения. Выборка включает 70 представителей государственных и общественных организаций, осуществляющих профилактику подростковых девиаций. Эмпирическим материалом стали метафорические модели, сформированные участниками тренинга в процессе составления «карт мира девиантных подростков». Результатом исследования стали: апробация методики конструирования метафорической модели, определение типовых характеристик образа девиантного подростка. Были установлены возможности и ограничения применения методики для выявления причин и условий девиантного поведения подростков. Дальнейшая разработка методов координации межведомственного взаимодействия субъектов профилактики девиантного поведения в работе с трудными подростками является очевидной перспективой исследования.
профилактика девиаций, подростковая девиантность, взаимодействие субъектов профилактики, групповой тренинг, восприятие девиаций
1. Арутюнова, Н. Д. (1990). Дискурс. В В. Н. Ярцева (гл. ред.), Лингвистический энциклопедический словарь (стр. 136-137). Москва: Советская энциклопедия.
2. Бессонов, И. В. (2016). Социально-психологические аспекты использования метафоры в управленческих интеракциях. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 4 (17), 297-299.
3. Большакова, Л. С. (2008). Когнитивный механизм создания визуальной метафоры (на материале англоязычных музыкальных видеоклипов). Современные проблемы науки и образования, 2, 119-123.
4. Будаев, Э. В., Чудинов, А. П. (2008). Когнитивно-дискурсивный анализ метафоры в политической коммуникации. Политическая лингвистика, 26, 37-48.
5. Ворошилова, М. Б. (2012). Креолизованая метафора: первые зарисовки. Политическая лингвистика, 4, 94-99.
6. Галагузова, Ю. Н. (2019). Добровольческая деятельность подростков с делинквентным поведением: трудности организации и возможности реализации. Социальная педагогика, 1, 49-57.
7. Гаррет, М. (2008). Образы организации (пер. с англ. И. Матвеева, Р. Самуненков). Москва: Манн, Иванов и Фербер.
8. Дзятковская, Е. Н., Якунина, И. Н. (2018). Метафорическая картина мира как фактор социализации молодежи. Ценности и смыслы, 6, 114-129.
9. Иванова, А. А. (2018). Криминологическая профилактика как приоритетная задача ювенальной юстиции. Всероссийский криминологический журнал, 4, 505-514.
10. Иголкина, К. П. (2014). Теоретические аспекты социализации личности в исследовании подростков-правонарушителей, отбывающих наказание в воспитательной колонии. Вестник Майкопского государственного технологического университета, 4, 116-121.
11. Катречко, Л. С. (2020). Пять принципов построения доверительных отношений с трудными подростками. Исследователь/Researcher, 4 (32), 264-271.
12. Колмогорова, А. В. (2012). Концепции и модели коммуникации в современном гуманитарном знании. Векторы благополучия: экономика и социум, 1 (2), 272-277.
13. Корнеева, Я. А., Арефина М. С. (2015). Взаимосвязь представлений о причинах совершенных преступлений подростков и эффективности мероприятий по их ресоциализации на этапе досудебного сопровождения. Таврический научный обозреватель, 2, 69-71.
14. Лисовская, И. В. (2021). Перевоспитать нельзя наказывать? Как конструируются сценарии реинтеграции и ресоциализации «трудных» подростков. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2, 383-402. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.599
15. Николаев, В. А., Гринева, Е. А., Олевская, И. А. (2019). Методика воспитания детского коллектива в опыте А. С. Макаренко как средство профилактики отклонений в поведении подростков. Социальная педагогика, 1, 62-65.
16. Новоселова, А. С., Косолапова, Л. А. (2013). Взаимодействие убеждения и внушения в процессе социализации и ресоциализации подростков и молодежи. Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки, 2, 5-18.
17. Реан, А. А., Коновалов, И. А., Кузьмин, Р. Г. (2021). Анализ лучших практик поддержки семьи и детства в современной России: проблема доказанной эффективности. Педагогика, 4(85), 47-59.
18. Сухова, Е. И. (2009). Ресоциализация подростков в условиях социального пространства (исторический аспект). Вестник Нижневартовского государственного университета, 3, 40-52.
19. Фахрутдинова, Г. Г. (2017). Взаимодействие субъектов профилактики по выявлению и предупреждению правонарушений несовершеннолетних на ранней стадии. Право и практика, 3, 72-76.
20. Черняева, Т. И. (2020). Темные стороны организационной жизни: возможности рисуночных методик. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 12(1), 39-64. https://doi.org/10.19181/inter.2020.21.3
21. Чудинов, А. П. (2003). Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: монография. Уральский государственный педагогический университет.
22. Яковлева, М. А. (2018). Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами профилактики преступности. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 3(79), 139-143.
23. Brezina, T., Azimi, A. M. (2018). Social Support, Loyalty to Delinquent Peers, and Offending: An Elaboration and Test of the Differential Social Support Hypothesis. Deviant Behavior, 39(5), 648-663. https://doi.org/10.1080/01639625.2017.1286190
24. Esposito, G., Ribeiro, A. P., Alves D., Gonçalves M. M., & Freda F. M. (2017). Meaning Construction in Group Counseling: The Development of Innovative Moments. Journal of Constructivist Psychology, 30(4), 404-426. https://doi.org/10.1080/10720537.2016.1238789
25. Fagan, A. A. (2021). Developmental Prevention Programs Intended to Change Peer Risk and Protective Factors: a Review of the Evaluation Literature. Journal of Developmental and Life-Course Criminology, 7, 87-111. doi:https://doi.org/10.1007/s40865-020-00138-4
26. Gottfredson, M. R. (2018). General Theory and Global Criminology: Childhood Environments, Problem Behaviors, and a Focus on Prevention. Asian Journal of Criminology, 13, 347-365. doi:https://doi.org/10.1007/s11417-018-9275-z
27. Rogers, M., Rumley, T., & Lovatt, G. (2019). The Change Up Project: Using Social Norming Theory with Young People to Address Domestic Abuse and Promote Healthy Relationships. Journal of Family Violence, 34, 507-519. doi:https://doi.org/10.1007/s10896-018-0026-9
28. Udris, R. (2017). Psychological and Social Factors as Predictors of Online and Offline Deviant Behavior among Japanese Adolescents. Deviant Behavior, 38 (7), 792-809. https://doi.org/10.1080/01639625.2016.1197689
29. Walker, D’. A., Holtfreter, K. (2021). Teen Pregnancy, Depression, and Substance Abuse: The Conditioning Effect of Deviant Peers. Deviant Behavior, 42 (3), 297-312. https://doi.org/10.1080/01639625.2019.1666610