с 01.01.2014 по настоящее время
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Введение. Агрессивность является одной из форм проявления девиаций личности и дифференцируется по степени интенсивности от нормативных ее показателей до экстремальных. В деятельности сотрудников полиции агрессивность выступает в роли защитного механизма, который часто превышает пределы умеренно-защитных реакций и достигает уровня экстремальной агрессии, проявляющейся в виде неадекватного ответа на воздействие стимулов среды. Теоретический анализ феноменов агрессивности и враждебности, а также особенностей их проявления в профессиональной деятельности сотрудников полиции показывает склонность сотрудников к агрессивно-враждебным формам поведения, характеризующимся устойчивостью и стереотипностью, детерминируемым как эмоциями страха, так и сформировавшимися деформациями личности, патологическими свойствами характера. Необходимость самоконтроля эмоциональных реакций и отсутствие компетентности в оценке эмоциональных состояний иных лиц повышает риски агрессивности и девиантного поведения сотрудников полиции и формирует тип деструктивной личности. Для сферы профессиональной деятельности это является существенным препятствием в обеспечении ее эффективности и надежности. Профилактика агрессивности и враждебности требует разработки и внедрения технологии, обеспечивающей развитие навыков регуляции негативных аффектов, эмоциональных состояний и поведения. Цель исследования состояла в выявлении степени интенсивности различных показателей агрессивности и враждебности сотрудников полиции, а также анализе их изменения в результате применения технологии развития способностей к эмоционально-волевой саморегуляции. Методология, методы и методики. В анализе изменений показателей агрессивности использовался комплекс эмпирических и математических методов. Эмпирические данные были получены с помощью следующих методик: шкала нервно-психической адаптации (И. Н. Гурвич), методика «Виды агрессивности» (Л. Г. Почебут), шкала диагностики враждебности Кука–Медлей. Обработка данных осуществлялась с помощью специализированного пакета компьютерных программ IBM SPSS Statistics 23 и программы Excel. В исследовании использовался сравнительный анализ эмпирических данных. Из общей выборки испытуемых (n = 253) была выделена группа сотрудников (n = 82) с признаками нервно-психической дезадаптации непатологического характера и разделена на экспериментальную (n = 41) и контрольную (n = 41) группы. В экспериментальной группе были организованы занятия по развитию способностей к эмоционально-волевой саморегуляции (формирующий эксперимент). Результаты исследования. Сравнительный анализ значений агрессивности и враждебности сотрудников полиции до и после проведения с ними эксперимента показал достоверные различия по трем показателям из девяти (33,33 %): самоагрессия, общий показатель агрессивности, враждебность. В значениях контрольной и экспериментальной групп при проведении констатирующего эксперимента достоверных различий не выявлено, после эксперимента обнаружены статистически значимые различия в показателях: вербальная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия, общий показатель агрессивности, цинизм, агрессивность, враждебность. Научная новизна исследования состоит в выявлении показателей проявления агрессивности и враждебности сотрудников полиции, испытывающих состояния нервно-психической дезадаптации, в уточнении роли способностей к эмоционально-волевой саморегуляции в профилактике агрессивности и враждебности, в определении параметров изменения интенсивности агрессивно-враждебных проявлений в процессе эксперимента. Практическая значимость. Изменение показателей агрессивности и враждебности, выявленное в результате проведения формирующего эксперимента, свидетельствует об эффективности технологии развития способностей к эмоционально-волевой саморегуляции и позволяет на этой основе разрабатывать авторские программы по управлению негативными эмоциями и осуществлять профилактику девиантного поведения сотрудников полиции.
агрессивность, враждебность, цинизм, эмоционально-волевая саморегуляция, сотрудник полиции
1. Бельтюкова, А. В. (2019). Понятие обидчивости: природа возникновения, особенности проявления. Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 29 (3), 262-267.
2. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. (2001). Агрессия. Санкт-Петербург: Питер.
3. Гончарова, Н. А. Попинако, Е. А. (2020). Анализ доминирующих состояний личности в прогнозе адаптации к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Прикладная юридическая психология, 2(51), 41-50. https://doi.org/10.33463/2072-8336.2020.2(51).041-050
4. Гончарова, Н. А. (2021). Влияние изменений методов управления персоналом на проявления агрессивности и конфликтности сотрудников. Modern Science, 1-1, 372-375.
5. Ильин, Е. П. (2001). Эмоции и чувства. Санкт-Петербург: Питер.
6. Калашникова, М. М. (2009). Развитие стрессоустойчивости сотрудников оперативного состава МВД: автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань.
7. Крук, В. М., Федотов, А. Ю. (2021). Психологические особенности овладения специалистом технологией саморегуляции в рамках обеспечения профессиональной надежности. Психология обучения, 2, 47-54.
8. Орлов, Ю. М. (2004). Обида. Вина. Москва: Слайдинг.
9. Реан, А. А. (2013). Психология личности. Санкт-Петербург: Питер.
10. Суворова, О. В., Сорокоумова, С. Н., Фрундина, М. Н. (2017). Личностные детерминанты эмпатии и агрессии современных подростков. Проблемы современного педагогического образования, 56-3, 337-346.
11. Allen, J. J., & Anderson, C. A. (2017). Aggression and violence: Definitions and distinctions. In P. Sturmey (Ed.), The wiley handbook of violence and aggression (pp. 4-16). UK: John Wiley & Sons.
12. Anderson, C. A., & Bushman, B. J. (2002). Human aggression. Annual Review of Psychology, 53, 27-51. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.53.100901.135231
13. Anderson, C. A., Deuser, W. E., & DeNeve, K. M. (1995). Hot temperatures, hostile affect, hostile cognition, and arousal: Tests of a general model of affective aggression. Personality and Social Psychology Bulletin, 21, 434-448.
14. Bakker, A. B., & Heuven, E. (2006). Emotional dissonance, burnout, and in-role performance among nurses and police officers. International Journal of Stress Management, 13(4), 423-440. https://doi.org/10.1037/1072-5245.13.4.423
15. Berking, M., Meier, C., & Wupperman, P. (2010). Enhancing Emotion-Regulation Skills in Police Officers: Results of a Pilot Controlled Study. Behavior therapy, 41 (3). 329-339. https://doi.org/10.1016/j.beth.2009.08.001
16. Berkowitz, L. (1993). Aggression: Its causes, consequences, and control. New York, NY: McGraw-Hill.
17. Berkowitz, L. (1998). Affective aggression: The role of stress, pain, and negative affect. In R. G. Geen & E. Donnerstein (Eds.), Human aggression: Theories, research, and implications for social policy (pp. 49-72). San Diego, CA: Academic Press.
18. Bryant, J., & Zillmann, D. (1979). Effect of intensification of annoyance through unrelated residual excitation on substantially delayed hostile behavior. Journal of Experimental Social Psychology, 15, 470-480.
19. Buss, A. H., & Durkee, A. (1957). An inventory for assessing different kinds of hostility. Journal of Consulting Psychology, 21 (4), 343-349. https://doi.org/10.1037/h0046900
20. Buss, A. H., & Perry, M. (1992). The aggression questionnaire. Journal of Personality and Social Psychology, 63, 452-459.
21. Geen, R. G. (2001). Human aggression (2nd ed.). Buckingham, UK: Open University Press.
22. Griffin, S., & Bernard, Th. (2003). Angry Aggression Among Police Officers. Police Quarterly, 6. 3-21. https://doi.org/10.1177/1098611102250365
23. Hochschild, A. R. (2003). The managed heart: Commercialization of human feeling (20th ed.). Berkeley, CA:University of California Press.
24. Huesmann, L. R., Guerra, N. G., Miller, L. S., & Zelli, A. (1992). The Role of Social Norms in the Development of Aggressive Behavior. In: A. Fraczek, H. Zumkley (Eds.), Socialization and Aggression. Recent Research in Psychology. Springer, Berlin, Heidelberg. https://doi.org/10.1007/978-3-642-84653-3_9
25. Krahe, B. (2013). The social psychology of aggression (2nd ed.). New York, NY: Psychology Press.
26. Lindsay, J. J., & Anderson, C. A. (2000). From antecedent conditions to violent actions: A general affective aggression model. Personality and Social Psychology Bulletin, 26, 533-547.
27. O’Neill, J. L., & Cushing, M. A. (1991). The impact of shift work on police officers. Washington, D.C.: Police Executive Research Forum.
28. Pennebaker, J. W., Susman, J. R. (1988). Disclosure of traumas and psychosomatic. Social Science & Medicine, 26(3), 327-332.
29. Pytel-Pandey, D. (2021). Agresja językowa wyrażona dyrektywnymi aktami mowy (żądania). Slavica Wratislaviensia, 174, 151-161. https://doi.org/10.19195/0137-1150.174.12
30. Richardson, D. R. (1994). Human aggression. New York; London: Plenum press, Cop. Perspectives in social psychology.
31. Roberton, T., Daffern, M., & Bucks, R. (2012). Emotion regulation and aggression. Aggression and Violent Behavior, 17, 72-82. https://doi.org/10.1016/j.avb.2011.09.006
32. Romosiou, V., Brouzos, A., & Vassilopoulos, S. P. (2018). An integrative group intervention for the enhancement of emotional intelligence, empathy, resilience and stress management among police officers. Police Practice and Research, 20 (5), 460-478. https://doi.org/10.1080/15614263.2018.1537847
33. Santos, D., Briñol, P., Petty, R. E., Gandarillas, B., & Mateos, R. (2019). Trait aggressiveness predicting aggressive behavior: The moderating role of meta-cognitive certainty. Aggressive Behavior, 45 (3), 255-264. https://doi.org/10.1002/ab.21815