Россия
Россия
УДК 342.5 Государственная власть. Государственные органы
В отличие от документов СССР, в которых термин «правоохранительные органы» применялся фрагментарно, в законодательстве Российской Федерации указанный термин используется достаточно широко. При этом в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение термина «правоохранительные органы», а в контексте положений отдельных нормативных правовых актов указанному термину придаётся различное значение. Перечень правоохранительных органов Российской Федерации также нормативно не закреплён. Сложившаяся ситуация отрицательно сказывается на единообразном применении отдельных положений законодательства и приводит к необоснованно широкой дискуссии по данному вопросу. В статье на основе анализа норм законодательства Российской Федерации о государственной службе авторами утверждается, что должности федеральной государственной службы иных видов (должности федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью) в настоящее время введены в девяти федеральных государственных органах и соответственно констатируется фактическое наличие в Российской Федерации именно такого количества правоохранительных органов. В целях разрешения описанной в статье ситуации авторы делают вывод о необходимости принятия единого законодательного акта, регламентирующего порядок прохождения правоохранительной службы, в котором помимо прочих норм должно быть прямо закреплено, что перечень правоохранительных органов утверждается Президентом Российской Федерации.
правоохранительные органы, правоохранительная деятельность, государственные органы, функции государственных органов, система государственной службы, Министерство внутренних дел, служба в органах внутренних дел, сотрудники, специальные звания
1. Амирбеков К. И. Правоохранительная деятельность и правоохранительный орган: понятие и критерии разграничения // Российская юстиция. - 2017. - № 4. - С. 48-51.
2. Бекетов О. И., Опарин В. Н., Сургутсков В. И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Российский юридический журнал. - 2018. - № 1. - С. 137-142.
3. Газетдинов Н. И. Значение понятия «Правоохранительные органы» для образовательного процесса и юридической практики // Российская юстиция. - 2014. - № 4. - С. 64-67.
4. Дроздов Д. Е. О понятии и видах должностных лиц правоохранительных органов // Российский юридический журнал. - 2018. - № 3 (120). - С. 129-133.
5. Евстафиади Я. К. О необходимости законодательного закрепления системы правоохранительных органов России // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 6 (90). - С. 603-608.
6. Зырянов С. М. Административный надзор полиции и полицейский надзор: соотношение правовых категорий // Журнал российского права. - 2012. - № 2 (182). - С. 46-54.
7. Ольшевский А. В., Заяев Е. Д. Законодательные предпосылки для возвращения на современном этапе к вопросу о правоохранительной службе // Административное право и процесс. - 2019. - № 10. - С. 59-62.
8. Ольшевский А. В. О нормативных правовых актах, послуживших в 2011-2012 годах основой для реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. - 2022. - № 1 (61). - С. 110-118.
9. Позднов М. С. Проблемы определения системы правоохранительных органов Российской Федерации на современном этапе (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2022).
10. Сопнева Е. В. О системе правоохранительных органов // Таможенное дело. - 2007. - № 3. - С. 6-10.