Оценка коммуникативных качеств личности обучающихся в образовательных организациях МВД России по различным специализациям
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Аннотация: Введение: Статья посвящена исследованию коммуникативных качеств личности обучающихся по различным специализациям в образовательных организациях МВД России. Анализируются особенности профессионального общения сотрудников органов внутренних дел. Целью исследования является выявление коммуникативных качеств личности, обучающихся на разных специализациях. Гипотеза исследования – предположение о том, что формирование необходимых профессионально значимых коммуникативных качеств происходит на начальном этапе профессиогенеза. Практическая значимость работы заключается в возможности развития профессионально значимых психологических качеств сотрудников, выполняющих конкретный вид деятельности в системе органов внутренних дел. Выборку исследования составили обучающиеся Санкт-Петербургского университета МВД России. Методы исследования: методика диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко), диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК), диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн). Результаты: Выявлены коммуникативные качества личности, обучающихся на 2-м курсе (1-й семестр 2-го курса обучения) на разных специализациях. В соответствии с полученными результатами можно сделать вывод о преобладании значимых для конкретного вида правоохранительной деятельности коммуникативных качеств личности уже на начальном этапе профессионализации. Обучающиеся по специализациям, для которых характерно взаимодействие не только с сослуживцами, но и с различными категориями граждан, имеют более высокий уровень эмоциональной устойчивости, коммуникативной толерантности и эмоционального интеллекта. Это проявляется в понимании своих и чужих эмоций, а также в управлении ими. Вместе с тем характерной особенностью личности обучающихся является более высокая ориентированность на мнение окружающих людей.

Ключевые слова:
профессиональное общение, коммуникативные качества, компетентность, коммуникативная толерантность, эмпатия, эмоциональный интеллект, личность, МВД России, специализация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Родин В. Ф., Балашова В. А. Oбщение в деятельности сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 8. - С. 302-306.

2. Мальцева Т. В., Терегулова О. А., Ульянова А. А. Влияние особенностей коммуникативных качеств руководителей и сотрудников органов внутренних дел на профессиональную деятельность // Прикладная психология и педагогика. - 2022. - Т. 7. - № 3. - С. 224-232.

3. Горбунова Н. В. Профессиогенез как основа становления педагога-профессионала // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50-1. - С. 83-91.

4. Каверина О. Г., Щукина Н. Г. Коммуникативная грамотность в структуре компетентностного подхода // Вестник Академии гражданской защиты. - 2019. - № 4 (20). - С. 26-33.

5. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22.

6. Зуева Е. Г., Пиганова Е. В. Психологические аспекты обеспечения личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД / Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2021) : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 16 апреля 2021 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2021. - С. 320-323.

7. Бодалев А. А. Личность и общение. - Москва: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.

8. Гордеева Е. Н. Эмпатия как профессиональное педагогическое качество руководителя в органах внутренних дел // Полицейская деятельность. - 2022. - № 4. - С. 42-51. - DOI:https://doi.org/10.7256/2454-0692.2022.4.38414.

9. Гончарова Е. В. Эмпатия личности и ее роль в возникновении ситуаций затрудненного и незатрудненного общения // Форум молодёжной науки. - 2021. - № 1. - С. 17-24.

10. Белова В. И., Сударик А. Н. Коммуникативная толерантность как один из аспектов коммуникативного потенциала личности сотрудников органов внутренних дел / Актуальные проблемы адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 26 февраля 2020 года. - Москва: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2020. - С. 62-64.

11. Агеева З. А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. - 2012. - № 1. - С. 49-53.

12. Гончарова Н. А., Жидкова О. А. Проблемы развития эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции на начальном этапе профессионального обучения // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 3 (51). - С. 390-403.

13. Мачнев В. Я., Чердымова Е. И. Социальный и эмоциональный интеллект : монография. - Самара: Издательство Самарского университета, 2022. - 148 с.

14. Андреева И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 83-95.

15. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - Москва: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36.

Войти или Создать
* Забыли пароль?