Санкт-Петербург, Россия
Россия
УДК 159.9.07 Психологические исследования
ГРНТИ 15.81 Прикладная психология
ОКСО 37.05.02 Психология служебной деятельности
ББК 88 Психология
BISAC PSY PSYCHOLOGY
Аннотация: Введение: Статья посвящена исследованию коммуникативных качеств личности обучающихся по различным специализациям в образовательных организациях МВД России. Анализируются особенности профессионального общения сотрудников органов внутренних дел. Целью исследования является выявление коммуникативных качеств личности, обучающихся на разных специализациях. Гипотеза исследования – предположение о том, что формирование необходимых профессионально значимых коммуникативных качеств происходит на начальном этапе профессиогенеза. Практическая значимость работы заключается в возможности развития профессионально значимых психологических качеств сотрудников, выполняющих конкретный вид деятельности в системе органов внутренних дел. Выборку исследования составили обучающиеся Санкт-Петербургского университета МВД России. Методы исследования: методика диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко), диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК), диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн). Результаты: Выявлены коммуникативные качества личности, обучающихся на 2-м курсе (1-й семестр 2-го курса обучения) на разных специализациях. В соответствии с полученными результатами можно сделать вывод о преобладании значимых для конкретного вида правоохранительной деятельности коммуникативных качеств личности уже на начальном этапе профессионализации. Обучающиеся по специализациям, для которых характерно взаимодействие не только с сослуживцами, но и с различными категориями граждан, имеют более высокий уровень эмоциональной устойчивости, коммуникативной толерантности и эмоционального интеллекта. Это проявляется в понимании своих и чужих эмоций, а также в управлении ими. Вместе с тем характерной особенностью личности обучающихся является более высокая ориентированность на мнение окружающих людей.
профессиональное общение, коммуникативные качества, компетентность, коммуникативная толерантность, эмпатия, эмоциональный интеллект, личность, МВД России, специализация
1. Родин В. Ф., Балашова В. А. Oбщение в деятельности сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 8. - С. 302-306.
2. Мальцева Т. В., Терегулова О. А., Ульянова А. А. Влияние особенностей коммуникативных качеств руководителей и сотрудников органов внутренних дел на профессиональную деятельность // Прикладная психология и педагогика. - 2022. - Т. 7. - № 3. - С. 224-232.
3. Горбунова Н. В. Профессиогенез как основа становления педагога-профессионала // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50-1. - С. 83-91.
4. Каверина О. Г., Щукина Н. Г. Коммуникативная грамотность в структуре компетентностного подхода // Вестник Академии гражданской защиты. - 2019. - № 4 (20). - С. 26-33.
5. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22.
6. Зуева Е. Г., Пиганова Е. В. Психологические аспекты обеспечения личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД / Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2021) : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 16 апреля 2021 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2021. - С. 320-323.
7. Бодалев А. А. Личность и общение. - Москва: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
8. Гордеева Е. Н. Эмпатия как профессиональное педагогическое качество руководителя в органах внутренних дел // Полицейская деятельность. - 2022. - № 4. - С. 42-51. - DOI:https://doi.org/10.7256/2454-0692.2022.4.38414.
9. Гончарова Е. В. Эмпатия личности и ее роль в возникновении ситуаций затрудненного и незатрудненного общения // Форум молодёжной науки. - 2021. - № 1. - С. 17-24.
10. Белова В. И., Сударик А. Н. Коммуникативная толерантность как один из аспектов коммуникативного потенциала личности сотрудников органов внутренних дел / Актуальные проблемы адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 26 февраля 2020 года. - Москва: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2020. - С. 62-64.
11. Агеева З. А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. - 2012. - № 1. - С. 49-53.
12. Гончарова Н. А., Жидкова О. А. Проблемы развития эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции на начальном этапе профессионального обучения // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 3 (51). - С. 390-403.
13. Мачнев В. Я., Чердымова Е. И. Социальный и эмоциональный интеллект : монография. - Самара: Издательство Самарского университета, 2022. - 148 с.
14. Андреева И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 83-95.
15. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - Москва: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36.