с 01.01.2014 по настоящее время
Россия
Россия
УДК 159.99 Прочие вопросы психологии
Введение. Молодежь как наиболее потенциально пассионарная часть общества характеризуется максимализмом и незыблемым желанием завоевать мир здесь и сейчас. Но их неокрепшая мировоззренческая позиция с легкостью может привести к утрате своей истинной идентичности, поддаваясь влиянию радикально настроенных лиц. Радикализация массового сознания в современных мировых условиях стала одной из особенностей общества и представляет препятствие позитивного развития России. В связи с этим возникает необходимость и потребность в исследовании детерминант формирования радикального сознания в целях дальнейшего построения эффективной профилактической деятельности в указанном направлении. Цель исследования – определение основных причин и условий формирования радикального сознания молодежи. Методология, методы и методики. Проведенное исследование по выбранной теме основывалось на современных научно-методических и социально-психологических характеристиках формирования радикального сознания. Были использованы диалектический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, методы компаративистики и аксиологической интерпретации. Результаты проведенной работы свидетельствуют об актуальности исследуемой темы, особенно в современных условиях развития общества. Проанализированы основные и в то же время разноплановые (социальные, психологические, культурологические, политические) аспекты, способствующие формированию радикальных взглядов молодых людей. Научная новизна статьи обоснована анализом существующей в мире обстановки (максимально благоприятной для формирования радикального сознания) и проведенных научных исследований в рамках данной темы, что позволило сделать вывод о недостаточной разработанности изучаемой проблемы. Практическая значимость. Результаты работы могут восполнить существующий пробел в изучении указанной темы и стать подспорьем в дальнейшем комплексном исследовании проблемы, а также способствовать подготовке научного обеспечения профилактической деятельности в отношении отрицательной стороны радикализма молодежи.
радикальные взгляды, сознание, молодежь, причины радикализма, культурный фактор, политика, возрастные кризисы, религия, мораль, ценности
1. Башкиров, В. Г. (2013). Смерть человека в истории религиозной мысли и в святоотеческом предании. Труды Минской духовной академии, 11, 26-67.
2. Вундт, В. (2001). Проблемы психологии народов. Санкт-Петербург: Питер.
3. Геллнер, Э. (1995). Условия свободы. Москва: Аd Marginem.
4. Гуггенбюль, А. (2021). Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости. Москва: Институт общегуманитарных исследований.
5. Деррида, Ж. (2006). Призраки Маркса (пер. с франц. Б. Скуратова, под общей ред. Д. Новикова). Москва: Logos-altera, издательство «Ессе homo».
6. Джонсон, Р., Руль, Дж. (2018). Проживая свою непрожитую жизнь (пер. с англ.), 2-е изд., (эл.) Москва: Институт общегуманитарных исследований.
7. Дильтей, В. (2001). Сущность философии (пер. с немец., под ред. М. Е. Цельтера). Москва: Интрада.
8. Зиммель, Г. (1996a). Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования. В Избранное. Том второй. Созерцание жизни (стр. 301). Москва: Юрист.
9. Зиммель, Г. (1996b). Проблема религиозного положения. В Избранное. Том первый. Философия культуры (стр. 651- 662). Москва: Юрист.
10. Злоказов, К. В., Караяни, А. Г., Прокурова, Н. С. (2022). Радикализация представлений молодежи о роли религии в обществе методами когнитивной войны. Психопедагогика в правоохранительных органах, 27 (3(90)), 246-256. https://10. 24412/1999-6241-2022-390-246-256
11. Коноплева, А. А. (2019). Культурные предпочтения Z-поколения (на основе результатов социологического исследования). Манускрипт. Тамбов: Грамота, 12 (9), 146-150. https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.9.31
12. Пономаренко, В. В. (2019). Практическая характерология. Методика 7 радикалов. Москва: ООО «Издательство АСТ».
13. Самойлов, С. Ф., Насиров, М. Н. (2016). К проблеме различения понятий социального и политического радикализма. Общество: политика, экономика, право, 2, 13-17.
14. Хабермас, Ю. (1991). Понятие индивидуальности. В И. Т. Фролов (ред.), О человеческом в человеке: сборник (стр. 195-207). Москва: Политиздат.
15. Хабермас, Ю. (1995). Лекция вторая. Философский спор вокруг идеи демократии. В Демократия. Разум. Ответственность. Московские лекции и интервью (стр. 33-57). Москва: Академия.
16. Шнеир, М. (ред.) (1992). Феминизм: проза, мемуары, письма: (пер. с англ.) Москва: Прогресс: Литера.
17. Шпенглер, О. (1999). Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Минск: ООО «Попури».
18. Юнг, К. Г. (2020). Человек и его символы: монография (пер. с англ. В. В. Зеленский). Москва: Институт общегуманитарных исследований.
19. Formosa, P. (2007). Is radical evil banal? Is ban al evil radical? Philosophy & Social Criticism, 33 (6), 717-735.
20. Gielen, U. P. (1986). Moral reasoning in radical and non-radical german students. Cross-Cultural Research, 20 (1-4), 71- 109.
21. Lee, F. S. (2004). History and identity: the case of radical economics and radical economists, 1945-70. Review of Radical Political Economics, 36 (2), 177-195. https://10.1177/0486613404264193
22. Murphy, L., & Livingstone, J. (1985). Racism and the limits of radical feminlsm. Race and Class, 26 (4), 61-70.
23. Rooduijn, M., Burgoon, B., van Elsas, E. J., & van de Werfhorst, H. G. (2017). Radical distinction: support for radical left and radical right parties in Europe. European Union Politics, 18 (4), 536-559. https://10.1177/1465116517718091